«Узаконенный беспредел», «схема отъема имущества у населения органами государства», «профанация» - эти определения прозвучали сегодня в ЗакСе на расширенном обсуждении постановлений Смольного о мерах по защите прав владельцев гаражей. Представители Смольного согласились с тем, что документ нуждается в доработке, и выразили готовность сотрудничать с общественностью. Правда, тем, кто уже пострадал, легче от такого решения не станет.
В Мариинском дворце состоялось расширенное — с участием депутатов ЗакСа, чиновников профильных комитетов Смольного и представителей гаражных кооперативов — обсуждение постановления городского правительства № 732 от 17.06.08 о мерах, которые городская власть обещает предпринимать, чтобы защитить права гаражников. Сам снос чиновники объявили необходимым и посоветовали заранее с этим фактом смириться.
«Гаражи занимают в нашем городе очень большие территории, в том числе и те, которые по Генплану предназначены для строительства жилья, - пояснила замглавы КУГИ Мария Смирнова. - Мы будем размещать машины более компактно, заменяя их паркингами». «Если мы будем оставлять гаражные кооперативы, то мы никогда ни к чему не придем, - добавила она. - Город должен развиваться».
В Смольном предлагают гаражникам три варианта компенсации — либо владельцы боксов получат новый земельный участок, на котором своими силами построят паркинг, либо им предоставят землю для временного хранения автотранспорта, до тех пор, пока они не смогут решить свои проблемы, либо выплатят компенсацию — за счет средств бюджета Санкт-Петербурга. При этом владельцы гаражей должны понимать, что город им ничего не должен, и деньги гаражникам, утратившим собственность, выдаются исключительно в качестве социальной помощи, подчеркнула Смирнова. «Земля предоставлялась в аренду без всяких строений, и такой же она должна быть возвращена», - в очередной раз повторила она излюбленный чиновниками тезис.
Размер выплат определят по методике, разработанной ГУИОН и прописанной в постановлении городского правительства № 1234 от 16.09.10. Как сообщил Владислав Мурашов, заместитель директора департамента оценки ГУИОН, при расчете учитывался материал, из которого сделан гараж, и местоположение бокса. «Ведь очевидно, что если бокс находится в ряду других, то две стены у него общие с соседями, а, значит, и расходы на строительство меньше», - объяснил чиновник. Учитывалась степень износа (она, по мнению специалистов, доходит до 40-50%) и инфляция, повлиявшая на стоимость стройматериалов.
Зато не закладывались в сумму компенсации стоимость земли, а также общедолевая собственность - за все проложенные за свои средства инженерные коммуникации, построенные дороги и проезды, выполненное благоустройство, владельцам гаражей не положено ни копейки, поскольку «город как арендодатель условий по этим работам не ставил». С места прозвучала реплика: «Вы нам предоставляли заболоченные участки, которые мы за свой счет осушили и сделали пригодными для строительства. Может, нам обратно грунт вывезти?!» - но ее оставили без внимания.
Не будет учитываться при определении размера компенсации и стоимость внутренней отделки гаража. «Хотя многие владельцы вкладывались серьезно, - с легким восхищением заметил Мурашов. - Даже строили подвалы, возводили надстройки. Но эти работы в сумму не войдут — мы оцениваем только стоимость возведения коробки».
По расчетам ГУИОН, средний размер компенсации за типовой бокс составляет 30-35 тысяч рублей. В том случае, если гараж кирпичный, его владелец может рассчитывать на сумму в 60 тысяч. «А есть еще гаражи семидесятых годов, металлические, насквозь проржавевшие — за них могут дать максимально тысяч 16», - добавил Мурашов.
Повисла пауза. Потом глава постоянной комиссии ЗакСа по промышленности, экономике и собственности Александр Ольховский осторожно поинтересовался: «А сколько всего гаражей находится в городе? Кто-нибудь в Смольном владеет такой информацией?». Пауза стала неловкой. Потом Мурашов, пытаясь перевести вопрос в шутку, с улыбкой ответил: «Но вот в вашей же справке количество указано».
«Ну, хорошо, - подали голос из рядов гаражников. - Компенсации планируется выплачивать из бюджета, значит, эти расходы должны быть запланированы. В каком объеме выделены средства на компенсации при сносе гаражей для строительства, к примеру, бюджетного жилья?». Мурашов промолчал, Мария Смирнова честно призналась, что таких сведений у нее нет — ответить должен комитет по финансам, представители которого на обсуждение не явились, хотя и были приглашены.
Корреспондент «Фонтанки» попытался разобраться в ситуации. В комитете по финансам ответили, что компенсация за сносимые гаражи осуществляется не за счет бюджетных средств, а входит в смету будущего строительства. Источники в ЗакСе подтвердили этот факт. «Если есть бюджетная стройка, и есть строитель, который использует бюджетные деньги, то должны выплачиваться компенсации, - пояснили в профильной комиссии. - А строк в бюджете не было и нет». Иными словами, расходы на возмещение ущерба (или социальную помощь, по версии чиновников Смольного) не предусмотрены.
По-видимому, такие же соображения посетили и депутата Ольховского, который задумчиво поинтересовался у присутствующих представителей гаражных кооперативов, получил ли хоть один человек хоть какую-нибудь компенсацию по постановлению № 732. Выяснилось, что такие счастливчики гаражникам неизвестны.
«Да эту компенсацию вообще невозможно получить, - возмутился председатель гаражного кооператива «Парнас-1» Игорь Тимофеев. - Для того чтобы претендовать на эти деньги, нужно получить согласования семи комитетов Смольного! Семи! Ни один владелец гаража никогда не сможет пройти этот путь». «То же относится и к предложению строить новые стоянки самим, - продолжил он. - Для этого необходимо получить согласие 75% членов кооператива, все знают на примере ТСЖ, что это попросту нереально. А покупать новые места — нам предлагали место в паркинге на Суздальском — там первый взнос составляет 450 тысяч рублей, и кто его сможет заплатить?» «Все сделано для того, чтобы постановления не работали», - заключил он.
«Оба эти постановления — типичная профанация! - обрушился на разработки чиновников Смольного депутат Владимир Гольман. - Если КУГИ действительно хочет выпустить работающий документ, то его надо полностью переделать». По мнению депутата, механизмы расчета компенсаций неправильны и «похожи на издевательство», оказались под ударом социально незащищенные слои населения — льготные цены в паркингах для ветеранов и инвалидов не предусмотрены, не продуман вариант размещения автомобилей в старых районах города. «Какие могут быть паркинги в этих кварталах?» - недоумевающе развел руками Гольман.
«Вы намереваетесь снести 500 тысяч гаражей, - возмущался депутат. - Если считать по три человека на семью, то получается, что под ударом окажутся полтора миллиона человек! По-моему, те, кто разрабатывал этот закон, сознательно «подставляли» Валентину Матвиенко, чтобы она отправилась следом за Лужковым». По мнению Гольмана, проблему можно решить одним-единственным способом - прописать для инвестора жесткое обременение «решить проблемы владельцев гаражей». «Пусть Дерипаска заплатит за то, что он снес на Парнасе», - заключил парламентарий.
Cторону общественности и депутатов приняла и Елена Чуринова, эксперт комиссии ЗакС по промышленности, экономике и собственности. «Методика, разработанная ГУИОН, не годится. Нельзя унижать людей, объявляя их гараж бетонной стенкой с воротами, - заявила она. - Необходимо разработать другой порядок определения размера компенсаций». Сами же постановления, по ее мнению, нуждаются в серьезной доработке -хотя бы потому, что вначале надо найти места, куда можно будет переселить владельцев гаражей, а потом уже приступать к сносу. «Именно так мы и поступали при строительстве КАД, и не было ни одного конфликта», - заключила она. Представители КУГИ с этими доводами согласились. В итоге стороны договорились о создании рабочей группы, которая займется приведением документов Смольного к пригодному для использования виду.
Впрочем, благостного финала не получилось. «Все, что вы тут говорите, это очень красиво, - выступил Владимир Ёдо, председатель ГСК на Дальневосточном, 1. - Но завтра участок, на котором находится наш гараж, выставят на торги. А у нас больше половины членов кооператива — инвалиды и ветераны. И что нам делать?» Из зала прозвучало осторожное предложение принять мораторий на действие законов, которые, по общему признанию, не работают. Но оказалось, что выполнить его невозможно.
«Мы не имеем права выдвигать такие требования, - развел руками Ольховский. - Мы можем только порекомендовать приостановить действие постановлений, а уж дальше все будет зависеть от итогов голосования остальных депутатов».
Справка:
По данным комиссии по промышленности, экономике и собственности ЗакСа, по состоянию на май 2010 года в Петербурге насчитывается около 394 тысяч гаражей-боксов и около 600 охраняемых стоянок на 145 тысяч машино-мест. Кроме того, в городе имеется около 100 паркингов закрытого типа (68 тысяч машино-мест), из них 76 — отдельно стоящие многоуровневые, а 22 — встроенные. Прогнозируемое количество автомобилей на 2010 год составляет 1350 тысяч единиц, при ежегодном увеличении на 12-15%. Покупка одного места в многоуровневом паркинге обходится в $20-50 тысяч.
Кира Обухова, "Фонтанка.ру"