Финские власти требуют с жителя Выборга более 600 тысяч евро. Алексей Устинов, оправданный судом по самому крупному и громкому делу о контрабанде в Финляндию, на днях все равно получил из сопредельного государства требование о выплате штрафа. «Фонтанка» разбиралась, на основании чего финским таможенникам удалось «нарисовать» такую сумму.
В конце прошлой недели дальнобойщик Алексей Устинов получил «письмо счастья» от властей Финляндии. Согласно документу, соседи захотели получить с водителя более 600 тысяч евро. Эта сумма, как указано в бумаге, сложилась из размера нанесенного им финскому государству ущерба — 539 тысяч евро и 74 тысяч пени. Интрига в том, что Устинова просят выплатить заоблачную для него сумму за одну из поставок, в которой, якобы, могли быть перевезены контрабандные сигареты, хотя финский же суд уже оправдал дальнобойщика по всем вменявшимся ему эпизодам.
Предыстория этого конфликта такова - 3 ноября 2008 года на посту Нуйамаа (Брусничное) финским таможенникам не понравилась фура с грузом сэндвич-панелей из России. В ходе проверки там нашлись 14 428 блоков «LM», замаскированных в специальных контейнерах под стеновые панели. Так началось самое крупное и нашумевшее в Финляндии дело о контрабанде сигарет. Ответчиками по делу проходили обосновавшийся в Финляндии россиянин Дмитрий Шереметьев, его компания Мaisimet Oy, специализирующаяся на логистических услугах, указанная как получатель груза, и водитель Алексей Устинов. Контрабанду нашли в одной конкретной машине, но в уголовном деле появились еще 9 эпизодов.
По версии финского следствия, другие поставки, которые ранее ноября 2008 года проходили через границу в адрес компании Шереметьева с грузом стеновых панелей, также содержали незаконно перемещаемый товар. Причем, содержимое этих фур не вызывало никаких подозрений у таможни. Шереметьев и Устинов были арестованы. В январе 2009 года суд первой инстанции признал виновным в контрабанде водителя Устинова, а 31 марта суд приграничной Лаппеенранты признал виновным и Шереметьева в 10 случаях контрабанды и в злостном подлоге бухгалтерии. Суд приговорил его к 7 годам тюремного заключения, свыше 5 млн евро штрафа и запретил ведение коммерческой деятельности на 7 лет.
Однако в ноябре 2009 года суд второй инстанции отменил приговор суда Лаппеенранты. С Шереметьева были сняты все первичные обвинения. Ему присудили 6 месяцев заключения за манипуляции с бухгалтерской отчетностью, хотя авторитетная аудиторская компания давала заключение об отсутствии злоупотреблений. Согласно решению суда, предпринимателю было запрещено заниматься коммерческой деятельностью до 2012 года. Однако до сих пор решение о запрете на коммерческую деятельность не вступило в силу. Налоговая служба так и не смогла обнаружить нарушений в бухгалтерии, найденной таможенниками в компьютере и записях Шереметьева, и отложила принятие решения на неопределенное время
В июне 2009 года обвинения были сняты и с Устинова. Водителю удалось доказать, что он не знал, что перевозил в своей машине помимо заявленного груза. Причем финские власти по решению суда компенсировали водителю расходы на судебное разбирательство и причиненный моральный вред. При этом суд второй инстанции однозначно решил, что существующие доказательства полностью опровергают наличие сигарет в поставках 1-9, так как эти грузы были отправлены разными грузоотправителями из России и Латвии, имели разные габариты, вес и состав.
Десятый груз и вовсе был отправлен третьей компанией, которая поменяла собственника в сентябре 2008 года. По документам договоренность о "контрабандной" поставке была достигнута ими напрямую с компанией «Лаппеенхуолинта». А все документы на компанию Шереметьева были, как говорят, переделаны через 3 часа после обнаружения контрабанды.
Тем не менее, вместо реабилитации Устинов получил от финских властей «счет» на 600 тысяч евро. Как пояснил «Фонтанке» Шереметьев, подсчет размера ущерба власти сделали по собственным калькуляциям: для 14.000 блоков "предположительных" сигарет таможенная пошлина составляет 96.768 евро, табачный акциз - 315.364 евро и НДС 127.629,04 евро, то есть каждая пачка сигарет красных L&M нанесла ущерб финскому государству в размере 3.85 евро.
Исходя из этого, одна поставка груза как раз и составляет 539.761,04 евро - именно эта сумма и фигурирует как базовая в счете, который был послан Устинову. Общий ущерб интересам государства таможня оценила в 14.573.548,08 евро (539.761,04 х 27 - 10 эпизодов контрабанды Шереметьева, столько же – его компании и еще 7, в которых фигурировал Устинов). На слушаниях в суде первой инстанции эта цифра дала повод юристу из Центральной таможни обвинить Шереметьева в злостном подрыве экономики Финляндии и ЕС.
Сам Алексей Устинов сейчас собирает необходимые документы для того, чтобы опротестовать выставленный ему счет. Шереметьев аналогичных претензий пока не получал. Он с удивлением отмечает, что требование Устинову выставлено таможней за поставку, которая прошла 1 июля 2008 года. Это тем более странно, что именно эта поставка была полностью проверена финскими таможенниками на рентгеновском оборудовании, а груз подвергнут частичному вскрытию для досмотра.
Дмитрий Шереметьев же еще продолжает битву в судах. Так на 3 ноября назначено оглашение решения суда второй инстанции по делу о "Силовом противодействии официальному лицу". Суду предстоит оценить, насколько обосновано обвинение, выдвинутое одним из следователей, которые вели дело о контрабанде. Следователь утверждает, что Шереметьев угрожал ему убийством. Якобы, в декабре 2008 года он, выходя из здания суда, пригрозил следователю: «I will kill, Arto!» Ранее суд посчитал, что под именем Арто подсудимый подразумевал следователя, и приговорил Шереметьева к выплате компенсации. Шереметьев настаивает, что не говорил ничего подобного и, в свою очередь, направил встречную жалобу о применении к нему пыток — следователи, зная о его заболевании, вели допросы таким образом, чтобы причинить ему физические и психические страдания, что привело к компрессионному перелому позвоночника.
Своего часа дожидается и жалоба, направленная защитой Шереметьева в Европейский суд по правам человека. Предприниматель надеется получить сатисфакцию за нарушение его прав на свободу и личную неприкосновенность (статья 5), на справедливое судебное разбирательство (статья 6) и апеллирует к статье 14 — запрещение дискриминации, полагая, что попал под жернова финского закона, так как является гражданином России.
Поделиться