Никогда еще Юрий Шевчук не выступал в Большом зале Петербургской филармонии, что для любого неклассического музыканта – честь, новый опыт и эмоции. Поэтому хоть и удивились поклонники рокера всея Руси выбору сцены для программы «Сольник. Стихи. Песни», но музыкант Юра был непреклонен: не БКЗ, не «Юбилейный», а именно Филармония.
Как написал сам Юрий Шевчук в «Неполной истории ДДТ», «Бог его знает, сколько лет нашей группе». Но никогда еще Юрий Юлианович не выступал в Большом зале Петербургской филармонии, что для любого неклассического музыканта – честь, новый опыт и эмоции. Поэтому хоть и удивились поклонники рокера всея Руси выбору сцены для программы «Сольник. Стихи. Песни», но музыкант Юра был непреклонен: не БКЗ, не «Юбилейный», а именно Филармония.
Подобную программу Шевчук ранее играл всего один раз – на малой родине, в Уфе, так что это фактически была премьера. На афишах петербургского концерта красовалась фотография Шевчука, его имя набрали крупным шрифтом, а слова «группа “ДДТ”» – совсем мелким, хотя на сцену высыпала вся шевчуковская рать, семеро музыкантов. Как выяснилось, «Сольник» – это не жанр концерта, а просто название первого поэтического сборника лидера «ДДТ», и в Филармонии прозвучало несколько стихотворений из этой книжки в исполнении автора и в стилистике мелодекламации. В музыкальной программе было немало акустики, но превалировали всё же номера с электроинструментами.
Шевчук вышел на сцену в простой белой рубахе с закатанными рукавами, остальные музыканты – в строгих костюмах. Уже вторым номером программы была исполнена новая песня. Настолько свежая, что ее название даже не было указано в плейлисте. Да и слова толком не удалось разобрать. Как «озвучить» Большой зал Филармонии на электрическом рок-концерте – над этой проблемой давно бьются лучшие умы. Увы, ничего хорошего из их затей, как правило, не выходит. Изначально построенное как зал Дворянского собрания, это помещение предназначалось для балов, а не для концертов, тем более роковых. Здесь и филармоническим музыкантам, чтецам, актерам всё время приходится бороться со звуковыми ямами и реверберацией, а уж джазменам и рокерам вовсе неуютно. Между тем «ДДТ» всегда стремится к высокому качеству саунда, аранжировок и внятности вокала, ибо содержание текстов Шевчука играет в его песнях отнюдь не последнюю роль.
Саундчек в БЗФ для Шевчука и его звукорежиссеров был очень трудным. Они выставили далеко не самую мощную аппаратуру – искали гармонию между акустикой зала и своим «электрическим» саундом. И не очень преуспели. Недаром Юрий начал концерт с обращения к публике: «Ну, как вам звук?» – и в ответ услышал крик: «Ничего не слышно!» К сожалению, звуковикам и в дальнейшем не удалось добиться той прозрачной стены звучания, когда каждое слово «дышит и звенит», как обычно бывает на концертах «ДДТ». Особенно неудачным был саунд в мелодекламациях, когда приходилось напрягаться, чтобы разобрать стихи. Ваш корреспондент специально обошел весь зал, расположился у звукорежиссерского пульта, но и там саунд был далек от идеала.
Однако энергия Шевчука и его лучших стихов и песен настолько велика, что способна победить любые преграды, и уже к середине первого отделения, длившегося полтора часа, контакт с публикой был найден. В Филармонию в основном пришли поклонники, а они знают слова песен Шевчука не хуже автора (это подтвердилось, когда Юрий забыл текст куплета «Осени»). Переполненный зал реагировал бурно, подпевал, то и дело раздавался свист, на сцену летели одобрительные реплики. В Филармонии собралась публика 25-35-ти лет, образованные молодые люди: у этой публики есть возможность отдать 2-3 тысячи рублей за билет, и в то же время ей близка философская и социальная лирика Шевчука. Входные билеты расхватала 15-18-летняя молодежь, что пришла в майках и свитерах с символикой «ДДТ», явно впервые оказавшись в Филармонии.
Этот концерт стал еще и петербургским дебютом обновленного состава «ДДТ». Места ушедших ветеранов Игоря Доценко и «дяди Миши» (Михаила Чернова) заняли молодой барабанщик Артем «Тема» Мамай и тромбонист Антон Вишняков (раньше он играл в группе Markscheider Kunst). У первого, учитывая филармоническую специфику концерта, работы оказалось не так много, и более всего Тема запомнился в соло на ксилофоне из новой инструментальной пьесы. Зато новый тромбонист трудился в поте лица, образовав слаженный дуэт с трубачом Иваном Васильевым. Приятно удивила новая бэк-вокалистка Алена Романова, приглашенная из московской джазовой группы Zventа-Sventana. На сцене эта фактурная блондинка заняла центральное место рядом с Шевчуком, украсив несколько песен зажигательными вокальными импровизациями. Вообще, было необычайно много джаза, импровизаций, Шевчук то и дело обращался к молодым партнерам с предложением блеснуть в сольных партиях.
В свете последних событий от концерта многие ждали еще и политических сенсаций. К счастью, обошлось без лозунгов «Шевчука – в президенты!», милицейских кордонов у подъезда БЗФ, и в самом зале охрана не выглядела усиленной. Многие зрители полагали, что часть вечера Шевчук посвятит ответам на записки и вопросы из зала, но Юрий говорил мало, явно стремясь заниматься музыкой и стихами, а не политикой. Однако в финале первого отделения впервые исполнил песню «Серый голубь», посвященную телевизионному Первому каналу – с очень острым текстом. Пошутил, что если бы вышел на сцену в боксерских перчатках и завис над куполом зала, словно циркач, то выглядел бы «настоящим артистом», а затем язвительно обозвал телевизионщиков «разносчиками культуры». Ближе к финалу в одном из монологов Шевчук, обратившись к залу, предложил тому, кто здесь самый умный и мудрый, кто знает, как надо жить России дальше, выйти на сцену и рассказать об этом всем. Смельчаков не нашлось, зато аплодисменты сорвала дама из партера, закричавшая: «All You Need Is Love».
В финале Юрий Юлианович сообщил публике, что 27 ноября в Большом зале Филармонии решено устроить дополнительный концерт, и он не будет копией первого. Что ж, у Шевчука и его команды сохраняется шанс все-таки решить технические проблемы с филармоническим звуком, а, возможно, даже сочинить за оставшееся время несколько новых песен.
Михаил Садчиков
«Фонтанка.ру»
Фото Михаила Садчикова-младшего
Анонсы концертов, репортажи, рецензии и интервью с музыкантами читайте в рубрике «Музыка»