Работающие в петербургском морском порту частные компании пытаются добиться заключения с ФГУП «Росморпорт» договоров на экологическое обслуживание судов. Для этого бизнесменам приходится обращаться в суд и в Федеральную антимонопольную службу — чиновники заключают такие договора только с аффилированными компаниями. Цена вопроса - пока около 10 миллионов долларов в год. Но она стремительно растет.
Мусорщики на воде
Среди многочисленных услуг, оказываемых судам в любом морском порту, есть так называемый "экологический сбор". По сути, это работа мусорщика. Фирма, имеющая лицензию и специальные суда, освобождает корабли от всех видов мусора, накопившегося на борту за время плавания: будь то обычные бытовые отходы или загрязненные нефтепродуктами воды.
Такие чистки в большинстве российских портов носят обязательный характер. Однако в некоторых портах эта услуга оказывается по желанию судовладельца - если у принадлежащего ему корабля в том возникла необходимость. Обязательность экологического сбора зависит от одного обстоятельства: вошёл конкретный порт в перечень портовых сборов, утверждённый Министерством транспорта, или нет. Например, в Большом порту Санкт-Петербург экологический сбор взимается в обязательном порядке, а в расположенном неподалёку от него порту Усть-Луга - нет.
В Большом порту Санкт-Петербург и в порту Усть-Луга стоимость данного бизнеса оценивается сегодня примерно в 10 миллионов долларов в год (оценка не официальная). При этом в Усть-Луге судовладельцы платят напрямую поставщикам услуги, а в Петербурге - ФГУП "Росморпорт" – по сути, посреднику.
Так случилось, что именно в этих двух портах некоторое время назад стали происходить странные события.
Чем дороже, тем лучше?
Ситуация в этом секторе бизнеса изменилась в 2009 году, когда Минтранс издал приказ, в соответствии с которым право оказывать экологические услуги и взимать экологические сборы в российских морских портах получили и частные компании - раньше это было привилегией "Росморпорта". Тут выяснилось, что ведомство имеет чёткие предпочтения (не исключено, что на самом деле это предпочтения его нынешнего руководителя Игоря Русу, когда-то занимавшего пост гендиректора крупнейшей в петербургском порту стивидорной компании - ОАО "Морской порт СПб"). Соучредитель ОАО «Морской порт СПб» - Nasdor Inkorporated и он же соучредитель ЗАО «Портовый флот». А последний позиционирует в качестве одного из своих структурных подразделений ООО "Экологический флот", оказывающее услуги по приёму и размещению судовых отходов. Эта компания практически эксклюзивный партнер «Росморпорта» в «грязном» деле.
Ранее петербургский филиал "Росморпорта" возглавлял Анатолий Савкин, сын которого, Евгений, уже на протяжении многих лет является генеральным директором ЗАО "Портовый флот".
Сейчас петербургский филиал "Росморпорта" вместо Анатолия Савкина возглавил Сергей Пылин, но на положение дел в экологическом бизнесе это никак не повлияло.
- Я пытался договориться с господином Пылиным о том, чтобы "Росморпорт" заключил с нами договор на экологическое обслуживание части судов, заходящих в петербургский порт. При этом предложил выполнять работу на треть дешевле, чем это делает ООО "Экологический флот". По идее, государству в лице "Росморпорта" это должно быть выгодно. Но господин Пылин сказал, что его полностью устраивает сложившаяся система взаимоотношений... - говорит учредитель крупного оператора петербургского портового бизнеса ЗАО "МБК" Валерий Зеленко.
Представители компании "МБК" после якобы имевшего место разговора с высокопоставленным чиновником обратились в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и в арбитражный суд.
Нарушенная конкуренция
На сегодня в ФАС возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ФГУП "Росморпорт" и ФГУ "Администрация морского порта "Большой порт Санкт-Петербург". В действиях обоих государственных ведомств антимонопольщики видят признаки нарушения федерального закона "О защите конкуренции".
В определении от 18 октября 2010 года председатель созданной для рассмотрения дела комиссии заместитель начальника Санкт-Петербургского управления ФАС Юрий Матыцин констатировал: "Не только ФГУП "Росморпорт", но и иные хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги по обеспечению экологической безопасности в порту, вправе взимать экологический сбор... Однако в настоящее время этому препятствует существующий в морском порту порядок... ФГУП "Росморпорт" отказывает другим хозяйствующим субъектам в заключении договора на оказание услуг по снятию отходов с судов..."
Кроме того, с аналогичными требованиями бизнесмены обратились в петербургский арбитражный суд — соответствующий процесс длится уже несколько месяцев.
Все в Усть-Лугу!
Среди участников портового бизнеса Северо-Запада России недавно поползли слухи о планах Игоря Русу создать собственную компанию, которая будет заниматься экологическим обслуживанием судов в порту Усть-Луга.
В октябре 2010 года Игорь Русу приезжал в Петербург, где, встречаясь с журналистами, с воодушевлением пропагандировал идею вывода мощностей из Большого порта Санкт-Петербург в Усть-Лугу. Причём, главным аргументом чиновника был именно экологический аспект работы петербургского порта.
Мол, в Петербурге порт маленький, он весь забит грузовиками, которые крайне вредоносно влияют на и без того непростую экологическую обстановку мегаполиса, когда вывозят из порта грузы. С экологической точки зрения, по словам Русу, крайне вреден и сам факт наличия в питерском порту нефтеналивного оборудования.
Официальный ответ: «Договариваемся с кем хотим»
Директор санкт-петербургского филиала ФГУП «Росморпорт» Сергей Пылин в ответ на наш редакционный запрос прислал подробное письмо, в котором излагается позиция этого государственного ведомства в данном конфликте.
В частности, в письме господина Пылина сообщается:
«... До настоящего времени правила оказания услуг по обеспечению экологической безопасности не утверждены. Оказание услуг судам, в установленном порядке оплачивающим экологический сбор в морском порту «Большой порт Санкт-Петербург», осуществляется ФГУП «Росморпорт» с привлечением специализированных организаций на основании соответствующих договоров, что действующему законодательству не противоречит... Проведение ФГУП «Росморпорт» конкурса при выборе подрядных организаций на данный вид услуг … не предусмотрено...»
Другими словами: мы заключаем договоры, с кем хотим, потому что закон нам это позволяет. Фактически, в такой ситуации компаниям, с которыми «Росморпорт» заключать договоры не хочет, ничего и не остаётся, кроме обращений в Федеральную антимонопольную службу и в суд.
Большая любовь к морю и пиву
Генеральный директор ФГУП "Росморпорт" Игорь Русу с 1997 года работал в ОАО "Морской порт СПб" на разных руководящих должностях. С февраля 2000 года он занял пост генерального директора этой крупнейшей в петербургском порту стивидорной компании.
Можно предположить, что именно в то время господин Русу сумел найти общий язык с представителями зарегистрированной в Княжестве Лихтенштейн компании Nasdor Inkorporated. Ведь тогда эта компания контролировала весьма приличный пакет акций ОАО, и без согласия её первых лиц собрание акционеров не утвердило бы Игоря Русу на пост генерального директора.
В июле 2004 года господин Русу стал президентом ООО "Национальная контейнерная компания", которое входит в бизнес-империю олигархов Виталия Южилина и Сергея Генералова. Именно в период работы в ООО "Национальная контейнерная компания" Игорь Русу занялся собственным бизнесом. Осенью 2004 года он стал соучредителем ООО "Диккенс Паб" (сеть ресторанов).
Впрочем, на этой должности он пробыл совсем недолго - в декабре 2005-го Игорь Русу вернулся в Петербург, где возглавил ОАО "Компания "Усть-Луга" - управляющую компанию, созданную для развития усть-лужского порта.
В октябре 2007 года господин Русу учредил ещё одно "ресторанное" ООО - "Пиквик Паб".
С февраля 2008 года Игорь Русу начал карьеру чиновника - сначала в качестве заместителя руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта, а с апреля 2009 года в качестве генерального директора "Росморпорта".
Сразу после начала чиновничьей карьеры Игорь Русу переписал доли в частных компаниях на свою супругу Наталью.
Константин Шмелёв, "Фонтанка.ру"