Сейчас

-3˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

-3˚C

Небольшая облачность, Без осадков

Ощущается как -8

4 м/с, сев

759мм

73%

Подробнее

Пробки

6/10

В метро — по телефону

803
ПоделитьсяПоделиться

Освоение «связистами» подземного пространства продолжается: два крупнейших оператора сотовой связи презентовали в столицах весьма похожие сервисы, позволяющие использовать мобильный телефон для оплаты проезда в метрополитене. Петербуржцам предлагают наклеить специальный стикер, москвичам — модернизировать сам телефонный аппарат.

Освоение «связистами» подземного пространства продолжается: два крупнейших оператора сотовой связи презентовали в столицах весьма похожие сервисы, позволяющие использовать мобильный телефон для оплаты проезда в метрополитене. Петербуржцам предлагают наклеить специальный стикер, москвичам — модернизировать сам телефонный аппарат.

В коммерческое использование новый способ оплаты проезда в обеих столицах планируется запустить в конце 2010 — начале 2011 года. И «МТС», и «Мегафон» (для Москвы и Петербурга соответственно) используют один формат работы: технологию Near Field Communication (NFC), так называемую «ближнюю связь», работающую на расстоянии до 10 сантиметров. При этом в качестве передатчика используются чипы.

Корреспондент «Фонтанки» стал свидетелем эксперимента: группа «подопытных» петербургских студентов и блогеров клеит на корпус телефона специальные наклейки и пытается пройти через турникеты. Первый результат: 4-1. У одной девушки чип не срабатывает, как бы она ни прикладывала аппарат к валидатору.

«Проколы» возможны, говорят разработчики, дело не только в их оборудовании, но и в модели мобильника — с некоторыми старыми телефонами работать современная опция может с перебоями. Проверить это можно только опытным путем, причем не только непосредственно у турникета, задерживая других пассажиров, но и просто на стационарном валидаторе, где пассажиры проверяют баланс своих смарт-карт.

Система оплаты для петербуржцев будет выглядеть так: за 150 рублей приобретается наклейка (кстати, крепить ее на телефон вовсе не обязательно, можно и в кармане носить, другое дело, что потерять небольшой стикер проще, чем мобильник), данные чипа синхронизируются с конкретной сим-картой и счетом абонента. Далее путем запросов можно пополнить счет чипа для проезда на нужную сумму, проверить баланс. Вся эта переписка с оператором сотовой связи для абонента бесплатна. Кстати, на будущее: не стоит напрасно обманываться — количество «единиц» при проверке «баланса наклейки» (такими терминами пользуется оператор) — это, увы, не количество поездок, а сумма в рублях. Некоторые из группы «тест-драйверов» новой системы весьма этому факту опечалились, узнав, что «66 ед.» - это не 66 халявных поездок, а сумма, эквивалентная 3 поездкам в соответствии с тарифами метрополитена.

Столичным жителям, как сообщают в пресс-службе «МТС», предлагается на первой стадии несколько более сложная схема усовершенствования платежей: в телефонный аппарат можно установить NFC-антенну и загрузить специальное приложение для покупки билетов в метро. Кроме этого, можно заменить обычную сим-карту на новую с опцией оплаты.

Столичный метрополитен ратует за сокращение очередей у касс и ускорение процесса оплаты и прохода пассажиров (дневной пассажиропоток в Москве оценивается в 8 миллионов человек).

Как говорит руководитель ГУП «Петербургский метрополитен» Владимир Гарюгин, для Петербурга (с его 2,5 миллионами ежедневных пассажиров) избавление от очередей — тоже приоритетная задача. А зампред комитета по транспорту Станислав Попов отметил,что  внедрение нового типа бесконтактной оплаты проезда — первый шаг к «электронному кошельку». Гарюгин, в свою очередь, напомнил, что введение «кошелька» - один из этапов реализации проекта позоновой оплаты в метро. Впрочем, если про «кошелёк» известно, что его начнут внедрять уже в начале 2011-го, то движение по зонам — все-таки более далекая перспектива.

Когда абоненты других операторов сотовой связи в Петербурге смогут использовать современные технологии, не известно. В метрополитене отметили, что пока другие желающие, в том числе и из участников «большой тройки», с предложениями не обращались. Однако есть заявка от американской компании, предложение которой основано на использовании банковского счета. Однако пока подробности не разглашаются.

Развитие инновационных способов оплаты в связи с введением «электронного кошелька» неизбежно ставит вопрос тарификации. Пока оплатить проезд можно только в рамках полной стоимости, в будущем, как отметил Попов, планируется ввести дифференциацию в зависимости от принадлежности пассажиров к той или иной льготной категории. При этом, используя «мобильную» оплату, можно будет ездить не только под землей, но и на наземном транспорте.

Кстати, производители, по их словам, уделили очень большое внимание безопасности информации и передаваемых данных. Однако простых пассажиров, узнавших о том, что оплатить проезд можно в буквальном смысле телефоном, волнует не столько безопасность средств, сколько безопасность самих аппаратов. «Облегчим работу карманникам - сразу будет понятно, у кого какой мобильник», - в один голос твердили те, с кем удалось пообщаться корреспонденту «Фонтанки». Впрочем, аналогичная ситуация складывается и с обычными смарт-картами: многие держат их в кошельке, вытаскивая бумажник всем на обозрение. Данных о том, что это повлекло волну краж — нет. На случай кражи или утери производители чипов говорят о своих несомненных преимуществах перед традиционными способами оплаты — сим-карта вместе с чипом блокируется и легко восстанавливается, сохраняя и перенося средства на новый счет.

Ксения Потеева,
«Фонтанка.ру»

ПоделитьсяПоделиться

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close