Характеризуя тигров, Владимир Путин за день посвященного им саммита не менее четырех раз употребил эпитет «царственные». Возможно, этим объясняется любовь нацлидера к этим представителям семейства кошачьих. Российский премьер также признал, что некоторые страны ареала обитания тигров испытывают финансовые трудности. Речь, разумеется, не идет о России.
Перед выступлением в Константиновском дворце Путин заметно нервничал – теребил рукав, поправлял пиджак и с тревогой поглядывал в зал, где собрались виновники утренних пробок – министр природных ресурсов и экологии Юрий Трутнев, вице-премьер Сергей Иванов и многие другие. Участникам демонстрировали небольшой ролик, в котором огромные рычащие тигры угрожающе надвигались на них, клип сопровождался надписями, повествующими о снижении численности кошачьих. Речь президента Всемирного банка Роберта Зеллика когнитивного диссонанса у присутствующих не вызвала – немец по происхождению выражал озабоченность «тигриным будущим» по-европейски деликатно.
Владимир Путин, в это время уже лениво разминавший пальцы, уверенно проследовал к трибуне, где поспешил заверить присутствующих в том, что «никто не упрекнет нас, что мы занимаемся ерундой - собрали тут всех глав правительств и кошками занимаемся». В зале его слова вызвали молчаливое одобрение, чего не скажешь о пресс-центре, где журналисты по прошествии нескольких часов ожидания напоминали хищников, охотящихся за кабаном, точнее, ветчиной с булкой.
Неожиданно поклонник «царственных животных» вспомнил о выборах. «Речь идет не просто о представителе живой природы, а о том, что мы на государственном уровне думаем не о следующих выборах, а о будущих поколениях, — рассказал он. — О том, чтобы оставить им то, чем мы наслаждаемся сегодня». Однако с количеством того, чем мы наслаждаемся, вышла небольшая накладка. По информации Путина (а ему верить можно и даже нужно), сегодня в России насчитывается порядка 500 тигров, в то время как по сведениям Трутнева, их только 450. Глава Минприроды планировал довести популяцию до озвученной премьером цифры лишь к 2020 году, впрочем, судя по всему, придется поторопиться.
Путин, на протяжении десятилетия демонстрировавший жесткий стиль правления, в своем выступлении употребил прилагательное «бездушный». «Люди всегда восхищались тигром, слагали легенды о его силе и красоте, - с неподдельной тревогой говорил он. - Но одновременно с этим соревновались в бездушных гонках за тигриным трофеем, нещадно уничтожали взрослых животных и едва открывших глаза тигрят».
Досталось россиянам и за «эгоистическую хозяйственную деятельность и бездумное лесопользование», которые, по мнению главы правительства, практически не оставили «великолепным кошкам» шансов на выживание.
Несмотря на отсутствие блога, Путин бедственные сигналы, по собственному признанию, слышит. Правда, не от соотечественников, а от природы. На удовлетворение просьб флоры и фауны, признался он, потребуется «напряжение сил, в том числе, финансовых». В заключительной части выступления премьер, признавшийся как-то, что ему после смерти Махатмы Ганди и поговорить не с кем, процитировал слова своего гуру: «В той стране, где хорошо тигру, хорошо всем».
Телемост с участниками молодежного тигриного саммита, проходящего в эти дни во Владивостоке, прошел быстро и незаметно. На экране мелькали лица подростков, требовавших от руководителей стран к 2022 году увеличить численность тигров вдвое. Контрастировал на общем фоне активист из Англии Дункан Томас: он признался, что «так уж получилось», что тигров в его стране нет, однако WWF удалось собрать 125 тысяч подписей британцев за сохранение этих животных.
Участие в форуме англичанина (гражданина страны, которая может себе позволить беспокоиться о ситуации в Конго равно, как и о том, что тиграм мяса не докладывают) казалось более логичным, чем представителей государств, не без стеснения признававшихся в бедности собственного населения. Путин заявил, что такие страны нуждаются в поддержке, о финансовом состоянии России он деликатно промолчал.
Александра Гармажапова, Фонтанка.ру