Решение о строительстве 400-метрового небоскреба на Охтинском мысу будет отменено. Это сенсационное заявление сделала в четверг, 9 декабря, губернатор города Валентина Матвиенко на встрече с журналистами перед началом Съезда строителей в Петербурге. Место для будущего здания «Газпрома» власти выберут вместе с петербуржцами. Однако, как подчеркнула градоначальница, необходимо постараться учесть интересы компании, чтобы не потерять важного для города инвестора.
«Мы провели переговоры с «Газпромом» и приняли окончательное решение о переносе этого проекта на другое место», - сообщила Валентина Матвиенко журналистам. Одновременно решено и отменить постановление городского правительства, которое разрешало отклонение от высотного регламента при строительстве до 403 метров вместо допустимых правилами землепользования и застройки 100.
Итак, всего неделю спустя после первого заявления о возможном отказе от строительства на Охте губернатор превращает эту возможность в факт.
Место для нового строительства пока не выбрано. Валентина Матвиенко пообещала, что при принятии этого решения обязательно будут учтены мнения горожан. И предложила градозащитникам подавать в администрацию города свои варианты. Правда, в коридорах комитета по градостроительству и архитектуре активно муссируют слухи о том, что новая территория уже выбрана.
В пресс-службе ОДЦ «Охта» от комментариев отказались. Источник в компании подтвердил, что перенос здания на другое место потребует и разработки нового проекта, поэтому, не исключено, что «Газпром» примет решение отказаться от социальной составляющей — иными словами, на другом месте ни катка, ни музея современного искусства, ни музея археологии не появится.
«А все предложенные земельные участки мы будем анализировать в первую очередь с точки зрения целесообразности реализации нашего проекта», - добавил собеседник «Фонтанки».
По данным «Фонтанки», пока в структурах «Газпрома» не имеют представления о том, какой участок им может быть предоставлен взамен. И буквально до вчерашнего дня компания намеревалась вкладывать средства в развитие инфраструктуры, работы по укреплению береговой линии Охты и реконструкцию набережных.
Мы давно это знали!
Объявленное сегодня решение практически никого не удивило.
«Перенос строительства «Охта центра» с Красногвардейской площади я расцениваю как победу оппозиции города, которая смогла консолидированно, сплоченно отстоять интересы петербуржцев», - заявила депутат Государственной думы, первый заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» Оксана Дмитриева. По мнению председателя петербургского отделения ВООПИиК Александра Марголиса, решение о переносе «Охта центра» связано прежде всего с международной поддержкой его противников.
«Перелом начался, когда глава МИД сообщил нашему президенту: европейцы недовольны тем, что Россия не соблюдает подписанные ею конвенции», - полагает он, однако не отрицает и той роли, которую сыграла активность общественных движений.
«Агенты из Смольного донесли мне об этом решении еще неделю назад», - со смехом ответил корреспонденту «Фонтанки» лидер группы ДДТ Юрий Шевчук. «Слава Богу, что этой бутылки с нефтью не будет в историческом центре Петербурга, - заявил он. - Все постарались: и Путин со своим чемпионатом мира, и Медвед... Мы не зря стояли на митингах - интеллигенты в очках, народ простой постарался, и всё случилось».
Лидер петербургской ЛДПР Елена Бабич объясняет перенос «Охта центра» причинами сугубо практическими. Как она заявила «Фонтанке», власти намерены сосредоточиться на спортивных объектах и подготовке к ЧМ-2018, поэтому просто экономят деньги.
Перенос «Охта центра» вполне соотносится с новой политикой Смольного, которая неожиданно для всех приобрела градозащитный характер. Напомним, после состоявшейся в ноябре встречи губернатора Петербурга с оппозицией, на которой координатору движения «Живой город» Юлии Минутиной предложили занять пост зампредседателя КГИОП, произошла целая серия событий, озадачивших и оппозицию, и строительное сообщество. Так, при разработке поправок к федеральному закону «Об охране объектов культурного наследия» были приняты замечания общественности, а окончательный текст редактировал депутат ЗакСа Алексей Ковалев, стаж борьбы которого за исторический облик Петербурга насчитывает уже четверть века.
Впервые о том, что здание «Охта центра» может быть перенесено, Валентина Матвиенко заявила 2 декабря в программе «Диалог с городом». «У нас есть еще о чем поговорить с горожанами, вместе порассуждать. Мы не собираемся ломать через колено, мы не собираемся продавливать эту тему, мы изучаем общественное мнение. И я полагаю, что мы предложим другие варианты, возможные для строительства такого крупного, интересного, большого инвестиционного проекта», - сообщила она. На следующий день она подтвердила журналистам, что Смольный изучает возможности переноса проекта. 8 декабря о том, что город ведет поиски альтернативных площадок для офисов «Газпрома», заявил и вице-губернатор Игорь Метельский. Градозащитники расценили происходящее как свою победу и еще на прошлой неделе наметили место и дату празднования «победы над газоскребом».
Рано радоваться...
В то же время намерение Смольного перенести проект воспринимается многими с изрядной долей скепсиса. «Я буду радоваться тогда, когда все эти слова облекут в должную юридическую форму, - откровенно заявил Александр Марголис. - Пока это просто заявления. И радоваться рано».
Не стал бы на месте противников «Охта центра» ликовать и политолог Владимир Гельман. Он призывает «борцов с башней» умерить радостный пыл, поскольку надо разделять заявление и принятое, соответствующим образом оформленное официальное решение. «Не стал бы говорить, что отмена состоялась. Здесь, скорее всего, идёт речь о заявлении о намерении, которое может быть как воплощено, так и отменено», - подчеркнул он.
Гельман не исключил, что за благородным жестом губернатора стоят пиар-технологии, ввиду стремительно надвигающихся выборов. «Возможно, они пока не хотят злить общественное мнение. Однако после выборов они запросто могут запустить проект вновь, ведь следующий плебисцит еще нескоро», - предположил политолог.
С тем, что радоваться победе не стоит, согласны и архитекторы, хотя их позиция объясняется иными соображениями. «Очень грустно, что город принял решение о переносе, - считает профессор ГАСУ Валерий Нефедов. - Во-первых, новое здание уже не будет «Охта центром», поскольку будет не на Охте. А, во-вторых, и это самое главное — неизвестно, какое место будет предложено взамен. На Охтинском мысу вторжение в панораму было минимальным — в том ракурсе, в котором был виден небоскреб, исторические виды не разрушались. Если же его перенесут ближе к Васильевскому острову, а, скорее всего, так и будет, то последствия для исторического облика города будут катастрофическими. Если же сдвигать куда-нибудь на окраину, то тогда придется отказаться от панорамных видов из окон. На Охтинском мысу был найден баланс этих двух составляющих. Больше такого места в городе нет, поэтому что получится в итоге — большой вопрос».
По данным «Фонтанки», одно из возможных мест для размещения будущего здания «Газпрома» - участок в Старой деревне, на улице Савушкина. В ОДЦ «Охта» эту информацию не подтвердили, но и не опровергли, и выразили готовность рассмотреть и этот вариант.
Для нового земельного участка придется разрабатывать и новый проект. «Механический перенос здания невозможен, - прокомментировал решение городских властей руководитель архитектурной мастерской «Студия-17»Святослав Гайкович. - Архитектуру нельзя «перетягивать за уши», она — указание на то, что можно строить в данном месте». Проект здания был разработан для Охтинского мыса, с учетом существования крепости Ниеншанц — отсюда и пятиугольное основание, рассуждает эксперт. «В любом другом месте пятиугольник будет смотреться смешно, и простой перенос уже разработанного проекта — это только напрасная трата средств заказчика. Придется все начинать сначала», - полагает он. Впрочем, само решение об отказе от строительства 400-метрового здания на Охтинском мысу Гайкович приветствует. «Здравый смысл восторжествовал», - считает он.
Открытым остается вопрос и о том, что будет с территорией, предназначенной для строительства «Охта центра». Губернатор города заявила, что «на этом месте будет развиваться новый проект». Однако источник в ОДЦ «Охта» мягко напомнил «Фонтанке», что земля находится в собственности у «Газпрома», поэтому решать, что появится на этой территории, наверное, будет все-таки владелец.
Между тем, Валентина Матвиенко подчеркнула, что ни о каких компенсациях владельцу территории речи не идет. На участке будет развиваться какой-нибудь другой инвестиционный проект — возможные варианты город обсудит с «Газпромом».
Как уже писала «Фонтанка», в освоение территории уже было вложено 7,8 миллиарда рублей, из них 300 миллионов — на археологические раскопки.
Надо заметить, что единственным противником небоскреба, который побеспокоился о судьбе археологических памятников, оказалась Елена Бабич. Впрочем, и она надеется, что музей с археологическими находками всё же будет открыт, ведь, по её мнению, самое лучшее, что получил город от «всей этой истории - это археологические раскопки». По всей видимости, эти раскопки станут самыми дорогими в истории. Вопрос: кто будет финансировать дальнейшие археологические изыскания?
Кира Обухова, Александра Гармажапова, "Фонтанка.ру"