Тяговой подстанции, обеспечивавшей движение трамвая в годы блокады, в Петербурге быть не должно. Таково решение членов Совета по сохранению культурного наследия. Памятник истории сдавался с боем на протяжении почти двух часов. «Затянул» обсуждение российский режиссер Александр Сокуров, призывавший маститых представителей архитектуры к совести.
16 декабря 2010 года. Этот день вполне способен войти в историю Петербурга. Обсуждение предпроектных предложений по реконструкции (обратите внимание на это слово) блокадной тяговой подстанции, расположенной в доме 3а по набережной Фонтанки, началось около 16 часов. Перед членами Совета по сохранению культурного наследия начал выступать архитектор Юрий Земцов — автор проекта гостиницы, которая должна появиться вместо ныне существующего здания. Уже потом, спустя час, члены Совета отметят — никаких претензий к тому, как выглядит замена с точки зрения архитектуры нет. Новый дом будет «буквально на сантиметры» отличаться от построенной в начале 2000-х гостиницы ООО «Ройял Гарденс Отель» (компания будет выступать инвестором и для новой постройки). «С появлением нового здания возникнет общий фронт, так характерный для Петербурга», - выступал Юрий Земцов, отмечая, что это решение было логичным изначально.
Де-факто членам Совета был представлен проект нового строительства. Реконструкция подразумевает переделку или перестройку того, что уже существует. На деле же предполагается, что тяговая подстанция исчезнет с лица земли, а на ее месте появится новое современное строение из стекла и бетона в 5 этажей. Вопросов автору проекта реконструкции задавали немного, да и те касались истории этой местности. Оказалось, что большинство построек составляют одну большую архитектурную ошибку.
«ГУП «Горэлектротранс» выступает застройщиком по этому проекту в силу того, что является хозяином подстанции. Здание довольно старое и требует серьезной модернизации. Проект является счастливой возможностью за счет средств инвесторов решить этот вопрос», - отметил на заседании представитель предприятия Николай Копылов.
Потом было многое: этот район члены Совета по сохранению культурного наследия называли и деградирующим, и «зияющей раной в обрамлении города», и узлом, который нужно развязать. Выступал и заместитель председателя ВООПиК Александр Кононов: «Мне давно не было так стыдно, за то, что здесь происходит. Никто не говорит о том, что кроме архитектурной составляющей есть и еще один момент. На этом здании висит мемориальная доска подвигу блокадных трамвайщиков... Это некрасиво, не по-петербургски». После обсуждения слово взял режиссер Александр Сокуров. Его выступление «Фонтанка» приводит практически дословно:
- Я наконец-то увидел академика Славину, к которой у меня очень много вопросов. Я прошу воздержаться от голосования за этот проект. Я предлагаю принципиально отказаться от строительства в историческом центре Петербурга на ближайшие 2 года, проанализировать ситуацию. Понятно, что экспансия частного бизнеса очень энергична. Мы не можем идти на поводу у таких людей. Мы понимаем, что в городе существует борьба гуманитарной части и экспансии. Большая часть архитекторов оказались в роли официантов в этих ресторанах. Передвигаясь по стране, я вижу признаки деструктивного влияния архитекторов. Может быть, стоит собрать внеочередное заседание Союза архитекторов? Может быть, у них личные проблемы, угрозы жизни? Сейчас все хватаются за карманы, за сердце, за социальный статус. Где нам спастись от предательства архитекторов? У меня такое ощущение, что здесь какой-то поэтический клуб. Может быть, стоит подождать, остановить эту гонку. Если давят на вас, скажите об этом. Может быть, надо начать с этого случая? Давайте подождем! Давайте думать, проверять. Воевать надоело уже, сидим в окопах, одни с одной стороны, другие с другой. 100 раз нужно перекреститься, чтобы что-то сделать с тем, что есть в Петербурге, связанное с блокадой. Я не ленинградец, я человек пришлый. Но я вижу, что память с каждым годом уходит. Встать на колени и молиться надо на это место.
Призывы эти оказались не услышаны. Присутствующие стали высказываться в том духе, что да, мол, Александр Сокуров прав, что уже совершено много ошибок (но не при нас и не нами), что любые новые здания испокон веков воспринимались в штыки, что позиция режиссера декларативна, и вообще он пытается влиять с точки зрения вербальной логики, а у членов Совета своя логика (и своя совесть)... Координатору градозащитного движения «Живой город» Юлии Минутиной слова не дали. Наиболее чутко на слова деятеля искусств откликнулась председатель КГИОП Вера Дементьева. Она даже предложила внести на голосование вопрос о переносе обсуждения проекта, однако понимания не нашла. Как итог — за то, чтобы одобрить проект, высказались 10 человек, против — 3, воздержался лишь один. «Напоминаю, что решение совета является рекомендательным», - завершила Вера Дементьева.
Мария Цыганкова,
Фонтанка.ру