Кто решает, как будет развиваться Петербург? Каким город должен стать к 2020 году? Почему при разработке стратегических планов не учитывается мнение профессионалов? И как бизнесу найти общий язык с властью? Ответы на все эти вопросы пытались найти на Рождественском саммите Гильдии управляющих и девелоперов.
Рождественской саммит-2010 задумывался не как подведение итогов года на рынке недвижимости, а как попытка построить диалог между бизнес-сообществом и властью. Вопросы для администрации Смольного готовили по сложившейся схеме «диалог с Путиным» - девелоперы подавали их в письменном виде, чтобы чиновники профильных комитетов могли подготовить достойный ответ... Результат мало чем отличался от итогов беседы россиян с премьер-министром.
Саммит официально начинался в 13 часов. Несмотря на пробки и плохую погоду участники бизнес-сообщества прибыли минута в минуту и дисциплинированно сидели в зале, ожидая начала. Начало откладывалось. В 13 часов 20 минут организаторы объявили, что ни один чиновник еще не прибыл и предложили подождать еще немного. Сидевшие в зале привычно кивнули и углубились в свои дела. Слева от корреспондента «Фонтанки» обсуждали тонкости различных схем налогообложения. Справа по телефону консультировались с юристом, как выгоднее продать дом на Литейном, записанный на постороннее физическое лицо, позади — решали, когда надо будет идти осматривать земельный участок.
Первым, в 13 часов 31 минуту, прибыл глава комитета по строительству Вячеслав Семененко. Организаторы сообщили, что, по слухам, уже на подходе глава Службы Госстройнадзора Александр Орт (появился в 13.45) и председатель комитета по инвестициям и стратегическим проектам Алексей Чичканов (вошел в зал в 14.02). «Больше всего вопросов у нас было к КГА и КУГИ, но представителей этих ведомств, мы очевидно, не дождемся», - сделали вывод модераторы, и дискуссия началась.
Семененко начал свою речь в оптимистическом ключе. «Во время кризиса наша работа концентрировалась, главным образом, вокруг поддержки отдельных компаний и проектов. Мы громко назвали это проектным финансированием, но по сути мы в ручном управлении решали проблемы компаний, разрабатывали для них индивидуальные графики платежей. налаживали отношения застройщиков с банками, - самокритично признал он и добавил, - но эта практика себя исчерпала. За время кризиса уровень экономической культуры у нас серьезно вырос. И теперь можно переходить к комплексному решению проблем. Сейчас наш комитет пытается сформировать стратегию в области жилищного строительства».
У выступающего поинтересовались, а кто решает, какое именно количество квадратных метров жилья надо построить, да и вообще — кто определяет стратегию развития города в целом. Оказалось, что существует некая концепция социально-экономического развития города — за нее отвечает КЭРППиТ, а с учетом этой концепции разработан Генеральный план, которым и руководствуются, принимая решение о застройке той или иной территории.
Слова о Генеральном плане были ошибкой. «Почему при работе над этим документом даже не спрашивали мнения профессионалов? - возмутился вице-президент «ВТБ-Девелопмент» Александр Ольховский. -Да, я знаю, что его вроде как обсуждали, и что он, кажется, даже был вывешен где-то в Интернете. Но вот здесь в зале собрались далеко не последние люди на рынке, и ни один из них не видел этого важнейшего документа в глаза». С места добавили, что судя по сообщениям в прессе, и Генплан, и Правила землепользования и застройки сейчас опять корректируют, причем проводится эта работа кулуарно, поправки вносятся неизвестно кем, и никто из участников рынка не знает, как именно изменятся планы города по поводу строительства.
Ольховского заинтересовало, оценивает ли кто-нибудь эффективность вложений бюджетных средств в то или иное направление. Выяснилось, что программа финансирования строится от потребностей. «Мы закрываем текущие проблемы, -пояснил Семененко. - Пора переходить к следующему шагу и начинать финансировать перспективные потребности, но для этого нужны «длинные» деньги». Девелоперы попытались уточнить эффективность траты бюджета на конкретных примерах, но выяснилось, что за этими ответами надо обращаться в комитет по экономике. Представителей КЭРППиТа на встрече не было.
«Стратегия развития города есть, но никто о ней не знает, - задумчиво произнес президент холдинга RBI Эдуард Тиктинский. - А это значит, что ее попросту нету». «Наверное, все-таки надо определить, в каком именно направлении мы хотим развиваться, а уже из этого станет ясно, какие инвестиции нам нужны», - добавил он. Почему-то именно это довольно невинное замечание оказалось для главы стройкомитета последней каплей. «Кто должен писать стратегию? Наш комитет? Губернатор? - возмутился он. - За рубежом такую работу выполняют серьезные экспертные группы, которые учитывают все аспекты».
«И, между прочим, за рубежом дискуссии с общественностью по поводу того, что можно или нельзя строить на какой-то территории,длятся годами, - добавил Семененко, выразительно посмотрев на Тиктинского, которого в городе называют «лидером уплотнительной застройки».- И если какой-то проект вызывает упорные протесты, от него просто отказываются». «Мы — заложники того, что в обществе не определены параметры, мы сами себя не идентифицируем. Нам вначале надо определить, что мы хотим, а потом уже решать и писать стратегию, как достичь желаемого».
В ответ глава компании «ЮИТ-Лентек» Михаил Возиянов вспомнил о том, что вообще-то концепция развития Петербурга до 2020 года уже разрабатывалась — в 1995 году, подготовил ее Леонтьевский центр, и не так уж она, по мнению девелопера, и устарела — ее вполне можно было бы подкорректировать с учетом сегодняшних требований. «Но, к сожалению, у нас нет того, кто отвечает за развитие города. У нас есть комитет инвестиционных и стратегических проектов — само название показывает, что мы двигаемся от проекта к проекту», - заметил он.
За честь Смольного вступился глава КИСП Алексей Чичканов. Он сообщил, что концепция есть, отвечает за нее КЭРППиТ и находится она на стадии разработки. Предыдущая же не годится — она составлена «из кусочков», от каждой отрасли взято понемногу и в итоге «все раскидано». Сейчас же готовится принципиально новый документ — составление видения будущего города. А вот когда это видение появится, и «мы поймем, что мы хотим»,тогда уже будет готовиться разработка пошаговой стратегии. Сейчас о будущих документах говорить преждевременно, но когда они будут готовы, их обязательно вынесут на всеобщее обсуждение. «Я уверен, что надо больше привлекать общественность», - заключил выступающий. Срока, когда может состояться это событие, он не назвал.
Попытки девелоперов обсудить накопившиеся к работе чиновников претензии фактически провалились. На вопросы по поводу затянутых сроков согласования отвечал Александр Орт, но именно его ведомство вызывало наименьшее недовольство. Более того, заявление главы Госстройнадзора о непрофессионализме проектировщиков зал даже поддержал. «Больше всего проблем возникает с КГА, - мрачно высказался Возиянов. - Они тянут с согласованием месяцами». Однако представители этого ведомства на саммит не пришли, хотя и были заявлены как участники мероприятия. Впрочем, и те, кто рискнул предстать перед девелоперским сообществом, покинули зал при первой же возможности — напоследок пообещав золотые горы за счет проектов государственно-частного партнерства.
«Я никогда не буду участвовать в проектах ГЧП, - подвел итоги саммита с чиновниками глава компании СТЭП Дмитрий Кунис. - Я не рискнул бы иметь дела с людьми, которые не в состоянии отвечать за свои слова. Ключевая наша проблема — безответственность власти, и, пока она не решена, обсуждать что-либо не имеет смысла». «А стратегию можно написать хорошо и грамотно, но воплощена она не будет. У нас ничего нельзя планировать больше чем на 3-5 лет, как тут думать про 2020 год?» - заключил он. На этой диссидентской ноте и закончилась попытка бизнеса наладить отношения с представителями власти.
Кира Обухова,
Фонтанка.ру
Поделиться