Наиболее важные события культурной жизни Петербурга этой недели: самые интересные, на взгляд обозревателей «Культурной столицы», новые выставки, концерты, театральные и кинопремьеры.
Вторник 21 декабря
В Эрмитаже открывается традиционная предрождественская выставка «Фарфор и роза», где представлены предметы, созданные на Императорском фарфоровом заводе. Чайный сервиз Елизаветы I с гирляндами лепных роз, повседневные сервизы Екатерины II, где розы цветут даже в монограммах, обилие цветочного декора на посуде XIX века – и удивительные композиции послереволюционного времени, где мещанский символ красоты, любви и роскоши сопровождает даже серп и молот, рифмуясь с пшеничным колосом.
Спонтанное международное трио даст концерт в «ГЭЗ-21»: канадцы Франсуа Карье и Мишель Ламбер (лейбл Leo Records) на саксофоне и барабанах, соответственно; за клавишами – петербургский новоджазовый пианист Александр Лапин. Исход непредсказуем: все трое блестяще владеют инструментами, предпочитают пучину импровизации вызубренным пассажам и стремятся «играть, чего не знают». Начало концерта в 20.00.
На сцене Дома актера (Невский проспект, 86) пройдет юбилейный вечер выдающегося хореографа Николая Боярчикова. С конца 1970-х он возглавлял балетную труппу Малого театра оперы и балета, ныне Михайловского. Интеллигент и философ, Боярчиков создавал изощренные интеллектуальные спектакли, которые в культурном пространстве Ленинграда спокойно и достойно противостояли не столь интеллектуальным новинкам тогдашнего «Киров-балета». Начало вечера в 19.00, вход свободный.
«Росфото» представляет выставку фотографа Вильяма Каррика (1827-1878), уроженца Шотландии, который почти всю жизнь прожил в России и одним из первых стал снимать не в павильоне, а на улице. Так возникла знаменитая фотосерия «Картины русской жизни», впечатляющий портрет простого народа, чьей судьбой так была озабочена в этот период отечественная интеллигенция. «Росфото» собрал работы Каррика из нескольких музеев и архивов: извозчики и уличные торговцы, крестьяне и их дети поражают бедной, неопрятной одеждой и безрадостными лицами, и вместе с тем это не просто этнографические документы, а умело поставленные художественные этюды.
Музей петербургского авангарда отмечает 4 года со дня своего открытия и 100 лет с момента основания общества «Союз молодежи» и приглашает на выставку «Союз молодежи и “Новые художники”», где прослеживается связь между одним из ключевых объединений русского авангарда 1910-х годов и апологетами массовой культуры в 1980-х – от художественного плюрализма первых до мультикультурных безумств вторых.
В галерее «Борей» стартует выставка медиахудожницы Анны Франц, когда-то осваивавшей индустриальный дизайн в Мухинском училище, а теперь работающей с компьютерной графикой и анимацией в Нью-Йорке. Новые работы продолжают цикл видео- и аудиоинсталляций «Призрачные мечты»: в качестве темы могут выступать поклонение игре в снежки, движение света и тени по комнате и даже празднование собственных похорон.
Среда 22 декабря
В Мариинском театре с однодневной гастролью выступает ведущая солистка столичного оперного Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко – prima donna assoluta Хибла Герзмава. Одна из лучших современных русских лирико-колоратурных сопрано споет в «Богеме» Пуччини – причем не разбитную Мюзетту, а нежно-трепетную Мими. В роли Мюзетты Герзмава пару лет назад уже выступала в Мариинке, в роли Мими – еще никогда. Начало в 19.00.
В клубе «Космонавт» выступят с традиционным предрождественским концертом Борис Гребенщиков и группа «Аквариум» – с дорогими сердцу песнями и новинками. В числе которых выпущенный месяц назад сингл «Тайный узбек» с гулом среднеазиатского колорита, подложенным под лапидарные гитарные переборы и губную гармошку. Начало в 20.00.
В Большом зале Филармонии состоится одно из центральных событий фестиваля «Площадь Искусств» – Большой театр России впервые в Петербурге исполнит в концерте оперу Филиппа Фенелона «Вишневый сад» на либретто Алексея Парина по мотивам комедии Антона Чехова. Эта опера была написана в рамках программы Года культурного обмена России и Франции: в начале декабря Большой театр провел мировую премьеру, в будущем сезоне произведение будет поставлено в Парижской опере. Начало в 20.00.
В Концертном зале Мариинки с сольным вечером впервые выступит Рэм Урасин – московский пианист, один из последних учеников титана русской фортепианной школы Льва Наумова, один из крупнейших отечественных специалистов по творчеству Шопена. В программе: ноктюрны, мазурки, баллады и Третья фортепианная соната польского романтика. Начало в 20.00.
Галерея Anna Nova представляет выставку французской художницы Софи Петипа и группы американских граффитистов «French Touch – Touche Americaine». Распространенное английское выражение «французское прикосновение», обозначающее влияние Франции на мировую культуру, опрокинуто на США: «американское прикосновение» указывает на глобализацию и влияние культуры Нового Света на Старый, в том числе на Францию. Петипа работает с изношенными флагами, предметами, имеющими для американцев вполне сакральное значение, нанося на них изображения Элвиса и Мэрилин Монро, статуи Свободы и Микки-Мауса и особо подчеркивая свою связь с традицией Уорхола и американского поп-арта. Штопая и перекрашивая то, что американцы бы почтительно сожгли, она, в сущности, воздает траурные почести миру, рухнувшему 11 сентября.
В Союзе художников открываются две выставки акварели: Анна Кожина исследует меру воздушности, возможную в пейзажах и натюрмортах, а Елена Базанова распространяет свой дюреровский графический дар на пушистые кошачьи телеса и создает замечательные «гобеленные» иллюстрации к «Алисе в Стране чудес».
В «Азимут-отеле» (Лермонтовский проспект, 43/1) режиссер-документалист Николай Макаров расскажет и покажет «Как создается кино». Стоимость билетов для любопытствующих составит 600 рублей.
В Музее Ахматовой начинает работу традиционная рождественская выставка, на этот раз посвященная 110-летию Антуана де Сент-Экзюпери. «Планета Людей, или Одни только дети знают, чего ищут» призвана создать удивительное трехмерное пространство полетов среди звезд и атмосферу «Маленького принца», одной из лучших книг про детей и взрослых, написанной знаменитым писателем и летчиком.
Четверг 23 декабря
В Большом зале Филармонии скрипач Гидон Кремер и оркестр «Кремерата Балтика» представят программу «Искусство инструментовки». Это – двойное посвящение Иоганну Себастьяну Баху и канадскому пианисту Глену Гульду, которое музыканты готовятся записать для лейбла Nonesuch: десять аранжировок, заказанных Гие Канчели, Александру Раскатову, Валентину Сильвестрову и другим привычным компаньонам кремеровских начинаний. Центральным событием вечера станет премьера нового сочинения Леонида Десятникова, который инструментовал не столько сарабанду из баховской ми-минорной партиты, сколько ее интерпретацию Гульдом. Во втором отделении вечера прозвучит материал только что вышедшего альбома «De Profundis», посвященного Гидоном Кремером Михаилу Ходорковскому. Начало в 20.00.
В 20.00 в клубе «Игратека», что в Таврическом саду, киновед и режиссер Олег Ковалов покажет фильм Вима Вендерса «Алиса в городах» («Alice In Den Stadten») и расскажет о нем.
В Концертном зале Мариинки выступает звездный дуэт скрипача Вадима Репина и пианиста Николая Луганского. Ведущие российские музыканты поколения сорокалетних, выступающие преимущественно на Западе, а не на родине, сыграют скрипично-фортепианные сонаты Яначека, Грига и Бетховена. Начало в 20.00.
Третья часть комедийной эпопеи про взаимоотношения Бена Стиллера и Роберта Де Ниро в российском прокате называется «Знакомство с Факерами-2» («Little Fockers») и ныне появляется на экранах кинотеатров.
Музей городской скульптуры выставкой «Новый год шагает по Европе» приглашает в праздничное путешествие: от полета русалки над Варшавой до призывных огней Парижа. Два десятка европейских столиц преображены новогодним волшебством и фантазией известных петербургских живописцев.
Продолжение недопонятого в 80-е родоначальника кинематографического киберпанка «Трон: Наследие» («TRON: Legacy») выходит в прокат в 3D-упаковке и с компьютерно омоложенным Джеффом Бриджесом в одной из главных ролей.
В Доме кино можно увидеть французское апокалиптическое кино про любовь «Последний романтик планеты Земля» («Les derniers jours du monde») с Матье Амальриком в главной роли.
Этнографический музей (Инженерная улица, 4/1) представляет одну из самых романтичных своих коллекций на выставке «Взмах веера». Правда, привычных складных вееров, родиной которых является Япония, здесь немного – большая часть экспонатов предназначалась чистить очаг, раздувать огонь, отмахиваться от мух и даже заметать следы на снегу. Благодаря способности веера создавать дуновение, в течение тысячелетий ему приписывали способность изменять судьбу и давать жизнь, и сегодня во многих культурах веер сохраняет значение символа жизни.
Масштабный трехмерный «Щелкунчик и Крысиный король» («The Nutcracker in 3D») Андрона Кончаловского начнет запугивать детвору накануне католического Рождества.
В Союзе художников показывают керамику и фарфор Владимира Гориславцева: кроме избитых видов Петербурга на блюдах, художник пишет натюрморты и интерьеры – не обходится и без обнаженной корпулентной модели, занятой зарядкой, – а также делает двусторонние рельефы и «обманки» в стиле классического европейского искусства.
Пятница 24 декабря
«Циники» в Театре им. Ленсовета – премьера, интерес к которой гарантирован именем режиссера Анатолия Праудина. Неизменно оригинальный и в совершенстве владеющий театральным языком мастер на этот раз обратился к роману Анатолия Мариенгофа, повествующему о любви на фоне политической катавасии времен Гражданской войны. Главные герои, чьи роли поручены Алексею Фокину и Наталье Шаминой, в спектакле Праудина будут окружены гротескным карнавалом, в масках которого обнаружатся известные политики того времени. Начало в 19.00, на следующий день, в субботу, – в то же время.
А в киноцентре «Родина» в ночь с пятницы на субботу можно будет разом посмотреть два мультфильма Сильвена Шоме – «Иллюзионист» («L'illusionniste») и «Трио из Бельвилля» («Les Triplettes de Belleville»), – а также анимационную ленту «Принцы и принцессы» («Princes et princesses») Мишеля Осело. Начало сеанса в 23.30.
В Малом зале Филармонии Гидон Кремер и оркестр «Кремерата Балтика» представят «Концерт для детей от 9 до 99 лет» – адресованный детям и их родителям вечер музыкальных сказок: от «Карнавала животных» Сен-Санса до «Каникул Бонифация» Вайнберга. Сказки читает дочь Гидона Кремера, телеведущая и актриса Лика Кремер. Начало в 17.00.
Прима петербургского театра народная артистка России Ирина Леонидовна Соколова празднует юбилей на сцене родного ТЮЗа – театра, который прославил Соколову, и театра, который прославила она. Поздравлять любимицу театрального города придут все-все-все. Начало праздника в 18.00.
В Михайловском замке открывается выставка произведений князя Григория Гагарина (1810-1893), художника-любителя, в течение 14 лет занимавшего должность вице-президента Академии художеств. Он писал виды Кавказа и портреты, иллюстрировал литературные произведения, издавал альбомы собственных рисунков, реставрировал фрески старых церквей в Грузии, расписал кафедральный собор Тифлиса в византийском духе, построил там же театр по собственному проекту.
В клубе «Космонавт» отыграет концертную программу группа «Алиса» – это с учетом их стадионных привычек будет почти камерная история. Начало в 20.00.
В «Игратеке» (Таврический сад) режиссер Олег Ковалов продолжит свой рассказ о Виме Вендерсе. Дополнит выступление лектора показ фильма «Положение вещей» («Der Stand der Dinge»). Начало в 20.00.
Музей истории фотографии представляет выставку «Блистательный Санкт-Петербург» – серию изображений города, выполненных на рубеже XIX-XX веков с помощью технологии фотохрома, литографских отпечатков с исходного негатива. Несмотря на низкое качество, фотохромы были очень популярны – снимки делались с нестандартных точек и охватывали целые панорамы, – а сегодня они интересны и с исторической точки зрения: например, Зимний дворец снят в те годы, когда он имел красно-терракотовый цвет, и фотохромы, в отличие от обычных фотографий, позволяют вообразить это непривычное цветовое решение.
Пьеса бразильца Гильермо Фигейреду «Лиса и виноград» о рабе-философе Эзопе, его глупом чванливом хозяине Ксанфе и прекрасной жене Ксанфа Клее, тайком влюбленной в Эзопа, была чрезвычайно популярна в советские времена. Эзоповым языком (в прямом и переносном смысле) режиссеры сетовали на несвободу, проклинали сытую покорность. Режиссер Андрей Корионов в театре «Приют комедианта» собирается предложить современное прочтение пьесы – судя по всему, оно может оказаться неожиданным. Эзопа играет Геннадий Алимпиев, Ксанфа – Александр Кудренко. Спектакль будут показывать три дня подряд, с пятницы по воскресенье, всякий раз начало в 19.00.
Суббота 25 декабря
Начинается традиционный новогодний показ «Щелкунчиков» Академии русского балета им. Вагановой на сцене Мариинского театра. Волшебная музыка Чайковского, хореография Василия Вайнонена, самая давняя и самая классическая из существующих версий, взволнованные дети на сцене, взволнованные дети в зале, волнующие воспоминания детства – Вагановское училище так давно показывает этот балет под Новый год, что прежние зрители теперь идут на него со своими внуками. Начало в 11.30.
Рождественский концерт даст в «Китайском летчике Джао Да» Галя Чикис, неутомимый апостол женственного дрим-попа с простой и понятной нежно-декламационной вокальной манерой под синтезаторные арпеджио. Chikiss представит третью часть цикла «Времена года» – «Зимнее серебро». Начало в 20.00.
Воскресенье 26 декабря
В Концертном зале Мариинского театра впервые в Петербурге выступит Элен Гримо – одна из ведущих пианисток мира и одна из самых ярких представительниц французской фортепианной школы. Под управлением Валерия Гергиева Элен Гримо исполнит Соль-мажорный концерт Мориса Равеля. Начало в 20.00.
Предыдущий спектакль Александра Кладько в Театре Владимира Малыщицкого – «Утиная охота» – стал городской сенсацией: так убедительно режиссер воплотил вампиловскую пьесу, так ловко объединил в ансамбль артистов разного исполнительского уровня, так победительно справился с теснотой сценического пространства и скудным бюджетом постановки. Ныне Кладько выпускает здесь свой второй спектакль – и это будет знаменитая фантасмагория Славомира Мрожека «Танго». Начало в 19.00. Предсказать что-либо относительно новой постановки пока сложно. Ходят слухи, что, как и «Утиная охота», она получилась довольно длинной по таймингу.
В клубе «Шум» (5-я Советская улица, 45) – «Зимняя сказка» с Уве Нолте в качестве главного сказочника. Лидер немецкой неофолк-группы Orplid (так называется фантастическая страна из стихотворения немецкого романтика Эдуарда Мёрике), экспериментаторской, с вкраплениями индастриала, Уве Нолте романтичен разве что в глубине души и в манере петь – стрижен он под полубокс и в целом выглядит довольно брутально. Начало концерта в 19.00.
Над материалом работали: Оксана Булах (современная музыка), Софья Дымова (опера и классическая музыка), Ольга Лузина (выставки), Андрей Пронин (драматический театр), Инна Скляревская (балет), Василий Степанов (кино).
Количество символов после анонса означает рейтинг ожиданий обозревателя: по пятибалльной шкале.
Фото: пресс-службы Государственного Эрмитажа, «Росфото», Союза художников Санкт-Петербурга; hibla.ru, «Татар-информ», philharmonia.spb.ru, «Централ Партнершип», Soudaine Compagnie, lensov-theatre.spb.ru, «Петербургский театральный журнал», photohismus.spb.ru, mariinsky.ru.
«Фонтанка.ру»