Играм, как и любви, пожалуй, все возрасты покорны. Но если для взрослого человека палитра процесса варьируется от релакса до политических интриг на международной арене, то игра для ребенка – это способ познать окружающий мир, инструмент социализации. В какие игры играют ваши дети? И какие выводы можно сделать на основе наблюдения за ними?
Особенности восприятия мира через игру в разном возрасте
Игра появляется в жизни ребенка уже с первых дней его жизни. Над кроваткой висят пестрые и до слез милые погремушки, родители и близкие, улыбаясь во все тридцать два зуба, посредством мимики, жестов и трогательного «уси-пуси» транслируют ребенку весь доброжелательный настрой этого мира, такого счастливого оттого, что кроха появилась на свет. Как утверждает швейцарский психолог и философ Жан Пиаже, первые месяцы и годы жизни, играя, ребенок начинает с хаотичных впечатлений, получаемых от разных органов чувств. Он постепенно добивается координации чувств и движений и приспосабливается к восприятию и манипулированию объектами в пространстве, времени, а также определяет для себя значимые связи между предметами, окружающими его. В этом возрасте на первый план выходят игры, развивающие моторику, координацию, внимание.
Следующий большой период протекает в возрасте от двух до семи-восьми лет. Ребенок учится символизировать целые классы объектов и отношения между ними. У ребенка стоит специализированная игровая детская мебель. Он развивает способность воображать отсутствующие предметы, но еще не может рассматривать их отстраненно. У него еще не развито логическое мышление, так как он не может возвратиться к составным частям причинно-следственной цепочки и видеть их взаимосвязь с различных точек зрения. В этом возрасте у ребенка активно развивается игра воображения, фантазия.
В возрасте от семи до одиннадцати лет в восприятии ребенка появляется логика и объективность. Игры с правилами заменяют индивидуальную символическую игру-воображение, игра теперь контролируется коллективной дисциплиной.
Абстрактное мышление и восприятие формируется уже в юношеском возрасте, приблизительно лет с двенадцати.
Формы и цели игры
Игра служит для ребенка подготовкой к дальнейшей серьезной деятельности. Упражняясь в игре, ребенок совершенствует свои способности. Сначала эмоционально, а затем интеллектуально маленький человек усваивает всю систему ценностей нашего общества. Кроме функции института социализации, игра позволяет развить способность к творческому преобразованию, а также научиться получать удовольствия от самого процесса, независимо от результата.
Ирина Кулагина, известный автор многих книг по возрастной психологии, выделяет четыре основные формы детских игр. На границе раннего и дошкольного детства возникает режиссерская игра. Одновременно с ней или несколько позже появляется образно-ролевая игра. Ребенок воображает себя кем или чем угодно и соответственно действует. Но обязательным условием развертывания такой игры является яркое, интенсивное переживание: ребенок где-то что-то увидел и в своих играх пытается воспроизвести тот образ, который вызвал такую бурю эмоций. Далее идет трансформация игр в сюжетно-ролевые, которые достигают своей развитой формы к середине дошкольного возраста. В них дети воспроизводят собственные человеческие роли и отношения такими, какими они их видят вокруг себя в повседневной жизни. Позже появляются игры с правилами. В них роль отходит на второй план, главным оказывается четкое выполнение правил.
Таким образом, обычное наблюдение за игрой ребенка может многое рассказать о его интересах, способностях, проблемах, страхах и так далее. А своевременный контроль и координация со стороны взрослых поможет избежать или решить многие детские психологические проблемы.
Игротерапия
Еще дядюшка Фрейд выделял игру как объект исследования, как способ выявления бессознательных желаний ребенка. Терапевтическая игра раскрывает глубинные процессы, позволяет понять природу переживаний ребенка. Современная игровая терапия представляет собой своеобразный вид психической активности в искусственно созданной, условной среде. Достоинство этого метода в том, что игра дает удовольствие от самого действия, движение к результату не вызывает напряжения у ребенка. В такой обстановке ребенку легче себя проявить, а взрослому легко можно наладить контакт с ним и управлять его состоянием. Соответственно, и эффекта от игротерапии можно добиться только в том случае, если ребенок играет свободно и с радостью.
Валерий Анатольевич Бобров, практикующий детский психолог: «Игротерапия как метод психокоррекции для ребенка может применяться в любом возрасте. У нее нет противопоказаний, за исключением, конечно, случаев профнепригодности педагога. Грамотный специалист посредством игротерапии может помочь в решении многих детских проблем. Например, помочь общаться без негативных эмоций, повысить самооценку у ребенка, снизить уровень тревожности. С помощью игровой терапии возможно добиться улучшений у детей с пониженной речевой активностью. Каждый отдельный случай определяет количество необходимых сеансов. Кстати, игротерапия активно применяется не только для детей, но и для взрослых».
К слову о современных играх
За последние десятилетия социо-культурные условия жизни ребенка значительно изменились. Повышенная занятость родителей снижает их участие в воспитании детей, что приводит к отчуждению детей и взрослых. Появились новые профессии, суть которых закрыта для ребенка (программист, менеджер, дизайнер). Характер поведения взрослого в этих случаях не может быть смоделирован в игре. Мир взрослых стал более закрыт для детского понимания, и еще более сузилась сфера возможного участия детей в труде взрослых.
С другой стороны в современное детство активно внедряются новые информационные технологии. Просмотр телевидения, видеофильмов, компьютерные игры становятся привычной формой досуга, источником впечатлений для ребенка. Современный ребенок в возрасте от трех до пяти лет в среднем 28 часов в неделю смотрит на экран.
Исследования сюжетов игр современных дошкольников показали, что нередко встречаются герои и сюжеты, связанные с телепередачами и мультфильмами (человек-паук, роботы, черепашки-ниндзя, последний герой, «Бригада», «Зачарованные», собака Рекс и др.). Остальные сюжеты встречаются в единичных случаях и имели самый разнообразный характер (цирк, ДПС, самолет, полет на луну, танцы, собачки и т.п.). Место близких взрослых начинают занимать виртуальные персонажи. Есть реальная угроза того, что современные школьники «уйдут» в виртуальные миры. Опасность этой тенденции состоит в том, что человек с «виртуализированным» сознанием не несет ответственности за свои действия и поступки, теряет ощущение реальности жизни.
Современные игры стали более индивидуализированными. Последствия этого проявляются в стремлении детей к самоизоляции, созданию своего замкнутого мира, нежелании считаться с мнением других детей, в утрате потребности в социальных контактах. В игровых мотивах доминирует чувство самодостаточности, центрация на собственных потребностях.
Сравнительное исследование игровой деятельности современных дошкольников и дошкольников середины ХХ века, проведенное Еленой Смирновой, доктором психологических наук, известного специалиста в области психологии раннего развития, показал, что у современных дошкольников значительно ниже показатели уровня самодисциплины и контроля. Даже в подготовительной группе наши дети не способны удерживать позу более трех мин, в то время как их сверстники прошлого поколения спокойно выдерживали позу неподвижности в среднем 12 мин. Эти качества впоследствии будут влиять на учебную деятельность, причем в основном негативно, считают специалисты.
Тем не менее, каждый родитель сам определяет для своего ребенка границы дозволенного. А что из этого выйдет и кто вырастет – посмотрим лет через десять-пятнадцать.
Елена Шайдаева