В ночь с пятницы на субботу в павильоне №1 киностудии «Мосфильм» состоялась Девятая торжественная церемония вручения Национальной премии в области кинематографии «Золотой Орел». Не секрет, что сей приз «сочинил» и срежиссировал Н.С.Михалков, став главою Союза кинематографистов России.
Именно Михалков придумал Национальную академию кинематографических искусств и наук, чтобы перехватить пальму первенства у «Ники». В результате у нас образовались две академии и две награды года. И если первые «орлиные» церемонии проходили под знаком борьбы с конкурентом, то нынешняя показалась даже не торжеством, а каким-то рутинным мероприятием, вроде какого-нибудь партийного съезда с вручением переходящих красных знамен победителям кинематографического соревнования.
Канал «Россия» радостно показал все, без утайки. Нынче скучать у экрана пришлось долго, очень долго - почти три часа – прежде управлялись максимум за час. Видимо, было решено аранжировать церемонию без ложного пафоса, но с претензией на солидность. Правда, подобному намерению ощутимо мешал парный конферанс ведущих (вечер вели 4 пары, надо же было никого не обидеть), и некоторые из них не могли не только пошутить, но и даже правильно прочесть уже написанный для них текст.
К чести главного идеолога «Орла» Н.С.Михалкова, стоит сказать, что он не только ни разу не появился на сцене, но и загодя отказался от возможного получения наград, не выдвинув главный провал своей карьеры, «Утомленных солнцем-2», ни в одной из 20 номинаций. Это название всплыло в памяти лишь однажды – когда «Орла» за лучший неигровой фильм получал Андрей Зайцев («Виктор Астафьев. Веселый солдат»): Михалков передал в его распоряжение видеозапись интервью знаменитого писателя, которое было снято для нужд проекта Никиты Сергеевича.
Что же касается списка номинантов, который по итогам прошедшей теленочи превратился в список победителей, то и здесь были свои странности, заключавшиеся в том, что в соискатели попали картины, которые не шли в российском прокате и остались только тихими домашними радостями создавших их съемочных групп. Подобная участь была у «Маленьких трагедий» Ирины Евтеевой («Орлы» - за работу художников и художников по костюмам), у «Рябинового вальса», отмеченного за музыку Евгении Доги. Случались и примеры, когда в списке оказывались те, кто явно сыграл не лучшие свои роли в кино (мужчины из «Кандагара»), и заняли позицию, которую, на мой взгляд, должна была достаться другим. Например, Андрею Мерзликину, Павлу Деревянко и Александру Коршунову из «Брестской крепости». Впрочем, некой сатисфакцией выглядели два «Орла», присужденные этой замечательной и главной, по-моему, картине года в так называемых «технических» номинациях – «лучший монтаж» и «лучшая работа звукооператора».
Претендовала «Брестская крепость» и на лавры лучшего фильма года. И ход церемонии эту борьбу отразил. «Кандагар» остался без наград. Этноэротической драме «Овсянки» «Орла» принес Виктор Сухоруков («лучшая мужская роль 2-го плана»). «Край» Алексея Учителя одну за другой собирал призы в актерских номинациях. На сцену попеременно вызывались Юлия Пересильд («лучшая женская роль 2-го плана»), Аньошка Штрехель («лучшая женская роль») и Владимир Машков («лучшая мужская роль»). Поднялся за наградой и сам Алексей Учитель, названный лучшим режиссером. И когда обладатель одной легендарной кинофамилии (Учитель) получал «Золотого Орла» из рук обладателя другой (Павла Чухрая), стало как-то совсем очевидно, что вся церемония похожа на большой семейный вечер, на котором встретились «свои» и в своей компании, в которую «чужим» путь заказан.
В номинациях, посвященных телевидению, все тоже было вполне предсказуемо: лучшей актрисой признали Полину Кутепову («Пелагея и белый бульдог»), а актером – ушедшего из жизни Владислава Галкина («Котовский»). В разряде «лучший сериал» вполне справедливо победил «Исаев» Сергея Урсуляка, а триумф «Вербного воскресенья» в номинации «лучший телефильм или мини-сериал» потешил самолюбие петербуржцев. Словом, все сколь-нибудь заметные сериальные достижения (за исключением «Глухаря») получили по своему «Орлу». И этот процесс не смог испортить даже Дмитрий Нагиев, открывавший конферанс церемонии.
Впрочем, поговорить хотелось всем, и непременно, в микрофон. Наследники, родители, мужья с женами, мамы с дочками, мамы без дочек, мамы с сыновьями, а иногда и целыми семьями бесконечной вереницей текли на сцену, произнося порою настолько несуразные слова, что было жалко и говоривших, и слушавших. Бацилла словоохотливости заразила даже таких людей, которые всегда казались неглупыми - Зураба Соткилаву и Геннадия Хазанова. Одним из немногих, кто выглядел достойно, оказался Эммануил Виторган, напомнивший женщинам об их предназначении с помощью стихов Александра Володина. Словом, церемония в целом вышла унылой и немилосердно затянутой. А когда очередная ведущая (Лиза Боярская) стала интриговать по поводу того, кому достанется «Золотой Орел» за выдающийся вклад в мировой кинематограф, то стало даже смешно. В течение всей теленочи камера постоянно выхватывала в рядах гостей Клаудию Кардинале, которая вряд ли оказалась случайно на сей церемонии.
Самым живым в этой бесконечной теленочи оказался финал, связанный с вручением «Орла» за лучший фильм года. Его получила картина Алексея Попогребского «Как я провел этим летом». Чуть раньше ему же присудили награду за лучший сценарий, а работу оператора Павла Костомарова также справедливо отметили как лучшую. На сцене в момент вручения оказались те, кто был причастен к созданию картины. Актер Григорий Добрыгин набрал по мобильнику номер Попогребского, который находился в Берлине, и вывел звонок с помощью громкой связи в эфир. Зал услышал сбивчивые, взволнованные слова победителя из заграничного далека, которые выглядели куда более уместно, чем звучавшие до сих пор претенциозные рассуждения о судьбах кино и собственных судьбах участников большой тусовки.
Сергей Ильченко,
«Фонтанка.ру»