Трагическое происшествие в «Окее» в Озерках вызвало немало вопросов к строителям, проектировщикам, владельцам гипермаркетов и контролирующим их государственным структурам. Как строилось частично обрушившееся здание и кто должен был следить за тем, чтобы его кровля чистилась вовремя, выясняла «Фонтанка». Определив, что государственные службы считают крышу продолжением фасада, удалось выяснить и главную контролирующую эксплуатацию зданий гипермаркетов структуру. ГАТИ могло бы штрафовать владельцев здания за ненадлежащую уборку. Но не делало этого.
Окончательный ответ на вопрос, почему обрушился кусок кровли, пока не найден. Две наиболее вероятные причины произошедшего 25-го января в супермаркете «Окей»: неверный учет возможной снеговой нагрузки и ошибки при проектировании – в этом случае снег, скорее всего, ударил по уже существовавшим слабым местам несущих конструкций. Такой позиции придерживаются эксперты «Городского центра экспертиз «Север». Оба объяснения имеют равное право на существование.
Снег на крыше гипермаркета не убирали давно. «Высота сугробов доходит до одного метра,- рассказал «Фонтанке» источник, посвященный в детали спасательной операции. - Такое впечатление, что он там лежит с начала зимы». По некоторым данным, руководство магазина перед происшествием действительно заключило договор с подрядной организацией на очистку кровли от снега и наледей, но исполнители успели только осмотреть фронт работ.
Служба Госстройнадзора пока воздерживается от окончательных выводов, но напоминает, что объект был сдан в эксплуатацию еще в 2002 году и уже больше восьми лет находится в частной собственности. «Скорее всего, владельцы допустили нарушения при эксплуатации», - полагают в этом ведомстве. Но как зафиксировали представители Службы, комитета по строительству и МЧС, прибыв на место происшествия, на кровле здания на момент обрушения был слой уплотненного снега, значительно превышающий допустимые нормы (от 70 см до 1 м), тогда как по строительным нормам он не должен превышать 50 см.
В комитете по строительству тоже не готовы вынести вердикт, но уже принято решение попробовать в дальнейшем свести риск повторения таких историй к минимуму — уже на следующей неделе состоится заседание технического совета, который должен выработать рекомендации по проектированию, строительству и эксплуатации зданий с учетом возможности усиленных снегопадов.
Выводы о том, что крыша рухнула из-за накопившихся сугробов, вызывают сомнение у владельцев петербургских гипермаркетов. «То количество снега, которое выпало в этом году, для нашей климатической зоны является нормальным. Поэтому крыша любого объекта - будь то гипермаркет или что-то иное - если она правильно спроектирована и построена, в состоянии выдержать такое количество снега и дополнительно сбрасывать его не требуется», - заявила «Фонтанке» Мария Евневич, член совета директоров компании «Максидом».
Исполнители не отрицают, что причиной обрушения могут быть и просчеты при проектировании, но вызваны они не неграмотностью или халатностью авторов, а нормативами, разработанными без учета российской специфики уборки крыш. Генподрядчиком на строительстве гипермаркета выступал холдинг «УИМП». Как объяснили «Фонтанке» в пресс-службе этой компании, проект здания «Окея» был утвержден в 2001 году и соответствовал нормативам того времени: крыша должна была выдерживать нагрузку 100 килограммов снега на метр квадратный. В 2003 году нормы повысили, но наш магазин к тому времени уже был закончен».(Сейчас по СниПам для Северо-Западного региона предельная снеговая нагрузка определена как 180 кг/кв.м — прим.ред.).
Впрочем, как отмечают в «УИМПе», сугробы на кровле пострадавшего гипермаркета не были предусмотрены никакими нормативами — ни старыми, ни новыми. «Наши специалисты поднимались осмотреть крышу после происшествия, такое впечатление, что ее не убирали с самого начала зимы. Там, по нашим прикидкам, не меньше 180-190 килограммов на каждом метре», - рассказывают в компании.
Кстати, архитектурный облик гипермаркета разработан мастерской «Григорьев и партнеры». Заказчик проекта - «Бизнес Линк Девелопемент». Но, как пояснил «Фонтанке» источник в руководстве этой компании, «Бизнес Линк» только сопровождал документы. А настоящим заказчиком выступало ОАО «ЛИАТ-Дикси», позднее реорганизованное в ЗАО «Доринда», и вся техническая документация находится у этой компании на руках. Связаться с «Дориндой» не удалось — телефоны компании сегодня не отвечали. Поэтому выяснить, почему после изменения нормативов не были усилены конструкции здания, оказалось невозможно.
Не слишком просто оказалось и определить, какое именно ведомство должно было контролировать своевременность очистки кровель гипермаркета. В итоге в администрации Выборгского района, на территории которого расположен злополучный «Окей», сообщили, что надзором за уборкой снега с жилых зданий занимается жилищная инспекция, а нежилых – Государственная административно-техническая инспекция (ГАТИ).
В ГАТИ эту информацию подтвердили. «Наше ведомство отвечает за благоустройство территории вокруг нежилых зданий, в том числе – супермаркетов, за внешний вид фасадов, а также кровли, которая является продолжением фасада», – уточнили в юридическом отделе инспекции. И если на фасаде образуются сосульки, а на крыше лежит слишком много снега, то ГАТИ вправе составить протокол по статье 23 «Нарушение сроков и порядка проведения работ по уборке территории Санкт-Петербурга, объектов благоустройства» закона «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге». Согласно этой статье, за нарушение сроков и порядка уборки территории юридические лица должны заплатить штраф от 100 тысяч до 250 тысяч рублей.
С момента первого снегопада ГАТИ уже взыскало штрафов на сумму 13,2 млн рублей, составив 208 протоколов. Однако эта статистика лукава: она не разделяет, за что именно был привлечен нарушитель – за сосульки или за кучи мусора у входа в гипермаркеты, хотя в самом ведомстве уточняют, что «зимой, как правило, наказывают именно за снег и сосульки – ведь если мусор и будет лежать в неположенном месте, его все равно засыплет снегом». Но по информации, хранящейся в базе данных ГАТИ, торговую сеть «Окей» к административной ответственности за ненадлежащую уборку снега с кровель ни в эту зиму, ни во все предыдущие, не привлекали. Хотя, нарушителей среди гипермаркетов все же выявляют — в отделе ГАТИ, отвечающем за северные районы Петербурга, рассказали, что был наказан, в частности, один из петербургских магазинов сети «Карусель».
В ГАТИ отмечают, что привлечь собственников гипермаркетов зачастую очень сложно из-за отсутствия четких нормативов: в законе никак не прописано, насколько часто нужно убирать снег с кровель, какова предельная допустимая высота снежного покрова, в течение какого времени с начала снегопада нужно начать работы. Кроме того, специалисты инспекции указывают на то, что с улицы зачастую не понять, сколько снега уже лежит на крыше гипермаркета, так как он часто не виден из-за фасада здания. Впрочем, этот аргумент несколько странен: если ГАТИ отвечает за состояние крыш нежилых зданий, то должно найти способы, чтобы проверить, сколько его лежит на кровлях.
Окончательно на вопрос «кто виноват» должен ответить Следственный комитет. Как уже сообщала «Фонтанка», главным следственным управлением Следственного комитета РФ по Санкт-Петербургу возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.2 ст.216 УК РФ (нарушение правил безопасности при ведении строительных и иных работ, повлекшее по неосторожности смерть человека). Рассматриваются различные версии происшедшего, в том числе нарушения правил эксплуатации и нарушения, допущенные при проектировке гипермаркета.
Кстати, история самого гипермаркета весьма любопытна. Распоряжение о его строительстве было утверждено еще в августе 1995 года — согласно этому документу, подписанному первым замом мэра Санкт-Петербурга В.В. Путиным, у Департамента строительства изымался земельный участок площадью до 3,0 га в квартале 12 Шувалово - Озерки (корпуса 2, 3, 3а). «Пятно» передавалось ОАО «Лиат-Дикси» на условиях аренды для строительства торгового комплекса. Причем, принимая во внимание важность скорейшего ввода в эксплуатацию выполнение строительно-монтажных работ, в том числе работ по подготовке территории к нулевому циклу, разрешалось проводить по отдельным чертежам и сметам после согласования эскизного проекта.
Отметим, что компания «Лиат-Дикси» связана с известным бизнесменом Шабтаем фон Калмановичем, расстрелянным в 2009 году в Москве. О его взаимотношениях с тогдашним мером Петербурга Антолием Собчаком можно прочитать здесь. В церемонии торжественной закладки здания в 1996-м году принимали личное участие Владимир Путин и Шабтай Калманович.
По замыслам инвесторов и администрации города к концу 1997 года на пересечении проспекта Энгельса и Выборгского шоссе должен был появиться грандиозный торговый центр в форме трехгранной пирамиды по проекту мастерской «Григорьев и партнеры». Заявленные объемы инвестиций в проект составляли 20 миллионов долларов. Финансировать строительство должны были некие инвесторы из Скандинавии, их имена не раскрывались. Но в 1997 году, после того как из проекта вышел один из инвесторов, строительство застопорилось. Найти 6 млн долларов для продолжения проекта компания так и не смогла, и почти на 3 года работы были заморожены. При этом участок у застройщика не отбирали - 3 раза он выходил на Инвестиционно-тендерную комиссию и продлевал срок строительства. В начале 2000 года у «ЛИАТ-Дикси» сменился владелец.
Новые владельцы «Лиат-Дикси» сменили концепцию торгового комплекса. Было решено строить классический западный гипермаркет площадью 10 тысяч квадратных метров с парковкой на 400 автомобилей. Объем инвестиций в супермаркет сократился до 6 миллионов долларов. Архитектурный проект адаптировали к новым реалиям, и строительство было закончено к заявленному сроку — в конце 2001 года.
Справка:
«Фонтанка» решила выяснить, во сколько должна была обойтись «Окею» очистка кровли и был ли смысл компании попросту сэкономить на этом.
В «Первой клининговой компании», исходя из среднерыночных цен и общей площади здания в 7700 кв.м., уборка снега с крыши злополучного «Окея» должна была стоить около 60 тысяч рублей. В фирме «SR-630» назвали чуть большие цифры: около 115 тысяч. Плюс к этому нужно добавить деньги за вывоз уже сброшенного снега: сейчас «подход» одного КАМАЗа, то есть его поездка на полигон и обратно, стоит около 900 рублей. Точный объем снега, лежавшего на «Окее», рассчитать сложно, однако по мнению специалистов «Первой клининговой компании», на это потребовалось бы около 10 КАМАЗов, то есть еще 9 тысяч рублей. Итого за уборку снега с крыши «Окея» на Озерках компания должна была заплатить около 130 тысяч рублей. Пожалуй, это не столь большая сумма для такой крупной торговой сети, тем более что о необходимости уборки снега руководство компании неоднократно предупреждали: как рассказали в Комитете по экономическому развитию, промышленной политике и торговли, последнее такое письмо было направлено 14 января.
Кира Обухова. Андрей Захаров,
"Фонтанка.ру"