В Смольном объявлен конкурс на софинансирование и строительство Западного скоростного диаметра. Концессионер, согласно планам городского правительства, должен будет вложить в возведение платной дороги 82,86 млрд рублей. Прошлый конкурс, который прошел в 2007-м году, положительных результатов, как известно, не принес.
Ради привлечения инвестора в Смольном утвердили финансовую программу ЗСД до 2019-го года (напомним: последний километр асфальта на скоростной магистрали, которая должна связать районы Большого порта Петербурга с трассой «Скандинавия», положат в 2014-м). По данным, озвученным на заседании правительства во вторник, общий объем вложений в строительство на 8 лет составит 212,72 млрд рублей, из которых 50,71 - средства инвестфонда РФ, 54,15 млрд - из бюджета Петербурга, включая субсидии федерального бюджета, 25 млрд - средства от размещения облигаций, и 82,86 млрд средства частного инвестора.
По данным главы комитета по инвестициям и стратегическим проектам Алексея Чичканова, Северный и Южный участки ЗСД будут осуществлены за счет размещения облигационного займа (причем южный участок будет сдан в 2011 году). Центральный же участок будет возводиться с привлечением частных инвестиций. Компанию, которая заключит договор с городом о строительстве этого участка и вхождении в проект, выберут по конкурсу в конце 2011 года.
Напомним: изначально предполагалось, что дорога будет полностью сдана в эксплуатацию в 2009-м году. Но из-за кризиса выбранный Смольным на конкурсе концессионер «Невский меридиан» (включающий немецкие Hochtief и Strabag, французскую Bouygues, голландскую Egis, «Базовый элемент» Олега Дерипаски и «Мостоотряд №19») отказался от проекта. И хотя городские и федеральные власти решили не останавливать строительство по причине отсутствия частного инвестора, им пришлось резко сократить бюджет. Так, в 2010-м году на возведение объектов магистрали строителям дали только 9,9 млрд вместо запланированных ранее 18,2 млрд рублей.
По данным экспертов, чтобы окупить вложения в магистраль частных и государственных средств, потребуется не менее 20 лет. Возвращать инвестиции город с Федерацией, кстати, начнут в 2011 году. Уже в первом квартале проезд по трассе станет платным. Окончательная стоимость пользования участками скоростной магистрали до сих пор не установлена: если ранее эксперты говорили о том, для легковых авто цена может колебаться от 10 до 40 рублей, грузовиков — от 20 до 60-ти рублей; то сегодня на заседании правительства была озвучена цифра в 100-150 рублей в зависимости от типа транспортного средства (не за километр, а по всей дороге длиной в 46 км).
В начале 2011 года ожидается также размещение облигаций проекта по гарантиям из инвестфонда РФ двумя траншами на 25 млрд. ВТБ и Сбербанк в ближайшее время разместят облигаций на 10 млрд, а до конца года, при благоприятной конъюнктуре рынка, еще 15 млрд рублей. Обслуживание займа будет также проходить за счет средств, взимаемых с проезжающих по скоростной дороге. Предполагается, что в 2019-м доход от эксплуатации ЗСД составит 4,1 млрд рублей в сравнении с 657 млн в 2011-м.
«В конце первого квартала мы завершим тестовую программу систем оплаты, - сообщил глава ОАО «ЗСД» Игорь Лукьянов. – И после этого начнется взимание платы с проезжающих». Гендиректор ЗСД также оценил ежедневный поток автомобилей в 50 тысяч.
Мария Могилевская, "Фонтанка.ру"
Ранее по теме: