Несмотря на явное расхождение руководства по эксплуатации Mitsubishi L200 с рекламными материалами этого автомобиля в СМИ, Федеральная антимонопольная служба города Москвы нарушений Закона о рекламе не выявила. Производители и импортеры могут не бояться размещать сильно преувеличенную информацию о возможностях машин в роликах, буклетах и на своих сайтах.
24 января 2011, состоялось очередное судебное заседание, на котором рассматривался иск владельца Mitshubishi L200 Николая Горелова к ООО «Рольф-Импорт». Николай требует официального опровержения рекламы этого «внедорожника» и возврата ему денег за автомобиль. Представитель «Рольф-Импорта» продолжает утверждать, что L200 не внедорожник, и ремонтировать машину по гарантии, а тем более возвращать деньги, отказывается. Решения суд на этом заседании не вынес и запросил данные независимой экспертизы. Истец и ответчик должны выбрать экспертов, которые устроят обе стороны, и получить заключение о том, является ли поломка внедорожника конструктивным недостатком автомобиля или это следствие неправильной эксплуатации.
Подробно о начале этой истории «Водитель Петербурга» писал в материалах: "Mitsubishi L200. С дорог не съезжать, грузы не возить!" и "Mitsubishi L200. Ужасы гарантийного ремонта". Будем следить за развитием событий и дальше. Однако тема этого материала - другая.
Рекламные преувеличения
Перед судом недовольный обманом водитель собрал и направил импортеру, а также в Управление по Москве Федеральной антимонопольной службы (по месту нахождения ООО «Рольф-Импорт»), рекламные материалы, которые демонстрировались по телевидению, в интернете и на улицах. В роликах и на фотографиях пикап лихо перемахивал через речки, гонял по грязи и снегу, а возможным покупателям рассказывали, что это настоящий внедорожник.
Рекламный ролик
В буклете, выложенном на официальном сайте компании Mitshubishi (раздел «ВЕЗДЕ И ВСЮДУ»), говорится: «Mitsubishi L200 словно создан для Приключений … впервые в классе применяется совершенная многорежимная трансмиссия Super Select 4WD от легендарного победителя ралли Дакар – Mitsubishi Pajero. Super Select 4WD позволяет ... на тяжелом бездорожье включить блокировку межосевого дифференциала, понижающую передачу и принудительную блокировку заднего дифференциала». Обратите внимание на слова «тяжелое бездорожье»
Официальный ответ импортера на это рекламное утверждение нам уже известен: «Машина предназначена исключительно для перевозки грузов и людей по дорогам общего пользования».
Федеральная Антимонопольная служба города Москвы, в свою очередь, ответила письмом, в котором подтвердила отсутствие нарушений в рекламе автомобиля, потому, что «запрет на эксплуатацию Mitshubishi L200 по бездорожью не установлен производителем». Вроде бы все сходится, но есть нюансы.
Смотрим в книгу, видим фигу
В руководстве по эксплуатации, на которое, отказывая в гарантии любителям приключений, ссылаются в ООО «Рольф-Импорт», есть фраза: «Данный автомобиль не предназначен для движения по тяжелому бездорожью, сильно пересеченной местности, глубоким колеям и т.п.». (Страница 6-49 руководства по эксплуатации).
К слову, эта фраза, а также еще несколько уточнений, полностью снимающие с изготовителя ответственность за поломки автомобиля при преодолении водных преград и движении по бездорожью, появилась в новых тиражах инструкции по эксплуатации как раз после начала конфликта с Николаем Гореловым. Вот такая трансмиссия от победителя ралли Дакар.
Но в своем ответе ФАС (управление Москва), ссылается именно на страницы, где определяются ограничения при езде по бездорожью. «В руководстве по эксплуатации Mitshubishi L200 содержится раздел «Действия в сложной ситуации», в котором указаны предостережения, касающиеся движения Mitshubishi L200 на затопленной дороге, на заснеженной или обледеневшей дороге, неровной дороге, вне дорог (стр. 6-48 – 6-49 руководства по эксплуатации). Таким образом, запрет на эксплуатацию Mitshubishi L200 по бездорожью не установлен производителем».
Читаем и глазам не верим. В руководстве написано одно, а в выводе ФАС прямо противоположное, но это факт, подтвержденный документами.
Как нас обманывают
Из всего вышесказанного становится понятно, почему автопроизводители, импортеры и дилеры нередко позволяют себе допускать в своих рекламных материалах, мягко говоря, преувеличения, а тем кто им поверит, отказывать в гарантии по причине неправильной эксплуатации автомобиля. Привлекать недобросовестных рекламодателей к ответственности должна Федеральная антимонопольная служба, а она этого не делает.
Для справки:
Федеральный закон № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе». Статья 5 Общие требования к рекламе:
1. Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
3. Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения.
Вывод прост - верить можно далеко не всякой рекламе.
Но надежда добиться справедливости все же пока остается. На днях Николай отправил жалобу на действия Московского УФАСа в Федеральную Антимонопольную Службу России в надежде, что бездействие будет пресечено, и последуют какие-либо результаты. «Так можно и спорткар внедорожником обозвать, дописав, что при движении вне дорог за все отвечает владелец. Бред!», - резюмировал Николай. При этом он не намерен отступать и идти на мировую, ведь в таком же положении могут оказаться сотни, если не тысячи автовладельцев.