Сейчас

0˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

0˚C

Облачно, Без осадков

Ощущается как -5

4 м/с, ю-з

749мм

75%

Подробнее

Пробки

1/10

Совет при КГИОП запретил шок от Давитая

1321
ПоделитьсяПоделиться

Прорыв в третье тысячелетие в Петербурге не состоится. И виноват в этом будет петербургский Совет по сохранению культурного наследия, запретивший укутывать Конногвардейский манеж черной тканью. Превратить здание в трехмерный «квадрат Малевича» не удастся - а для запланированной выставки «Гении и шедевры» необходим именно такой антураж. Автор идеи выставки Сергей Давитая (деятель, хорошо известный в Петербурге по временам губернаторства Владимира Яковлева) объяснял, что черная ткань и Малевич нужны для того, чтоб прорвать наследие двадцатого века и войти, наконец, в будущее. Но члены Совета в будущее не захотели.

Совет по сохранению культурного наследия при КГИОП столкнулся с современным искусством. На заседание вынесли проект оформления выставки «Гении и шедевры», которая в конце июня должна открыться в Манеже. Как объяснили организаторы, именно это событие должно стать той самой чертой, после которой Петербург вступит, наконец, в двадцать первый век и станет «культурной столицей мира и культурной столицей России».

Для того, чтобы сделать шаг в новое тысячелетие, необходимо преодолеть наследие прошлого. «Надо ознаменовать смену вех, - заявила Татьяна Алексеева - генеральный директор «Продюсерского центра «Синемафония», который и организует выставку. - Мы сделаем из Манежа черный параллелепипед, который будет символизировать «Черный квадрат» Малевича, поставивший в двадцатом веке большую черную точку на всей живописи». Собравшимся продемонстрировали огромный черный прямоугольник, возникший на Конногвардейском бульваре.

Видео с сайта genius2011.com

«Художники прорвут ткань специальными кинжалами и войдут внутрь! - вдохновенно рассказывала Алексеева. - И восстановят уважение к словам «шедевр» и «автор». Из дальнейшего рассказа выяснилось, что попасть на выставку можно будет не только с помощью режущих предметов, но и «через отверстие Пуанкаре, по методу Перельмана». Заодно через «дыру Пуанкаре» будет пробиваться «луч света в темном царстве».

Не привыкшие к новаторскому искусству члены Совета некоторое время подавленно молчали, стараясь не смотреть на изображение черной коробки на месте Манежа. «А что, они будут резать ткань и входить? Так лохмотья же появятся, некрасиво будет», - задумчиво прокомментировал бывший замглавы КГИОП, историк архитектуры Борис Кириков. Потом осторожно подал голос доктор искусствоведения Владимир Лисовский. «Послушайте, я как-то привык во всем находить смысл. А в чем состоит необходимость прятать здание под коробку?»  

«А в чем смысл искусства?! - вдохновенно начала отвечать Алексеева, но остановилась после первой же фразы главы КГИОП Веры Дементьевой. Она, в свою очередь, попыталась выяснить, а какие же экспонаты будут представлены на выставке и в чем ее задача. Выяснилось, что участники должны показать гениев и предъявить на выставку шедевры, но какие именно  организаторы сказать не смогли.

«Об идее можно говорить долго, но все же очевидно! - возмутился непонятливостью членов Совета автор идеи Сергей Давитая. - Проникать будут по методу Перельмана, с помощью шариков Пуанкаре — это же все давно известно! Бритва Оккама — отсекаем все лишнее, получаем истину. Сочетание науки и искусства — это и есть основание новой культуры». «Мы определяем двадцатый век как деградацию и создаем век двадцать первый — новый Ренессанс, причем привязываем его к Петербургу, - объяснил он. - Тем более, что Казимир Малевич жил всего через три дома отсюда!» «И правда, - оживилась глава КГИОП. - В доме Мятлевых. Там сейчас как раз городская прокуратура сидит».

Неожиданные параллели выступающего не смутили. «В выставке уже согласились принять участие десять Нобелевских лауреатов, - продолжал Давитая  разворачивать невиданные перспективы перед притихшим Советом. - Мы уже ведем переговоры с Габриэль Гарсиа Маркесом! Уже дали свое согласие Пиотровский, Груссман и многие другие — они все очень внимательно следят за процессом!» «Это какой Пиотровский?» - неожиданно заинтересовалась Дементьева. «У нас их два», - намекнула она на однофамильца директора Эрмитажа, главу ГУВД Петербурга. Но оратора, которого не сбило упоминание о прокуратуре, не напугал и глава петербургской милиции-полиции. «Внутри Манежа, по выставке, люди будут ходить в полной темноте и с фонариками!» - завершил он свою речь.

Рецензентом выступил замдиректора НИИ «Спецпроектреставрации» Михаил Мильчик, неожиданно для всех предложивший одобрить идею. «Это — полезное начинание, - заявил он. - Хотя бы потому, что вызывает ощущение шока. Получится эксперимент, который многим позволит ответить на вопрос «что было бы, если бы». Выставка будет длиться 21 день, и это время вполне можно вытерпеть, а многие поймут, что именно мы можем потерять навсегда, если будут разрушены петербургские ансамбли».

Но Мильчика не поддержали. Председатель петербургского отделения ВООПИиК Александр Марголис заявил, что за последние десять лет город и так получил изрядную дозу шоковой терапии. И напомнил, что «башня Мира»на Сенной площади тоже была поставлена временно, а простояла десять лет. Архитектор Никита Явейн с легким содроганием предложил присутствующим представить, как черный параллелепипед будет смотреться в «белые ночи» и заявил, что в обществе и так уже наступило «истероидное состояние», которое нельзя подогревать.

«Концепция художественная мне импонирует, - заметил завсектором архитектурной археологии Государственного Эрмитажа Олег Ионесян. - Хотя вопросов все равно много. Авторы хотят определить понятия «Гении и шедевры». Они претендуют на роль Господа Бога? Или на роль бесспорных гениев?» «Но коробку ставить вместо Манежа все равно нельзя, - заключил он. - Если это допустить один раз, то мы рискуем получить постоянные повторения этой истории». «Если бы мы согласились, то этот день стал бы последним днем существования нашего совета в этом составе», - подвел черту под обсуждением глава петербургского отделения Союза архитекторов Владимир Попов.

Теоретиков поддержали практики. «Эту конструкцию изготовить очень сложно, - заявила председатель Союза реставраторов Санкт-Петербурга Нина Шангина. - Леса к зданию крепить нельзя,  поэтому придется создавать отдельно стоящие опоры, а этот очень долгий процесс». К тому же, как добавила Шангина, в Союз реставраторов до сих пор не поступили ни техническое задание, ни проектная документация будущего сооружения.

Предложение запретить превращать Конногвардейским манеж в черный параллелепипед было встречено с небывалым энтузиазмом. «За», в смысле против идеи Давитая, проголосовали все члены Совета, кроме оставшегося верным своей позиции Мильчика. «И мы обязательно передадим наше решение комитету по культуре, - сообщила Дементьева. - И опубликуем!» «И я очень прошу прессу тоже осветить наше решение", - отдельно обратилась она к журналистам.

Таким образом новая «прорывная идея» главы «Конгресса третьего тысячелетия» Сергея Жаниевича Давитая, которого во времена губернаторства Владимира Яковлева петербургские газеты любили именовать «придворным астрологом Смольного», а то и «придворным колдуном», осталась непонятой. Напомним,  влияние, которое имел на губернаторскую семью Давитая сравнивали с влиянием Григория Распутина на Николая II. Сергей Жаниевич представлял губернатора Петербурга в Юнеско, на конференциях, главные городские проекты строились в соответствии с его советами, а созданному им для встречи «Миллениума» «Конгрессу третьего тысячелетия» была поручена организация мероприятий к 300-летию Петербурга.

После ухода с поста губернатора Владимира Яковлева ушел в тень и конгресс Сергея Давитая. В последние годы он почти не заметен в городе, разве что в 2005-м году отметился посвященным Дню Победы проектом "Синемафония" – специальный «микс» из Седьмой симфонии Шостаковича и кадров военных лет. После этого Сергей Давитая добавил в свою копилку звание «основоположник жанра Синемафония» (так значится на кассетах с записью этого мероприятия), хотя вряд ли в этом нуждался – еще во времена губернатора Яковлева на его визитках кратко значилось «гений».

В последние годы Давитая занимался главным образом научными изысканиями. Так, он выявил интересную тенденцию: пик падения нереста корюшки связан в Петербурге с революционными событиями. В последний раз после уменьшения количества рыбы произошла революция 1917 года. Так что, возможно, истинная причина всех последних Маршей несогласных в нехватке в Петербурге любимой горожанами рыбы. А также постиг тайну фамилии премьер-министра России - фамилия Путин связано со словом «путина». При этом он утверждает, что всем известно - у Владимира Владимировича до некоторых пор была другая фамилия. Потом группа исследователей выяснила, что сильнейшие ассоциации с Петербургом вызывает слово "путина", и предложила Владимиру Владимировичу сменить фамилию. Кстати, и сам Путин, по мнению Давитая, похож на корюшку.

Кира Обухова, "Фонтанка.ру"

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close