Любой россиянин, даже если он не пользуется мобильным телефоном, неожиданно может оказаться должником даже на сотни тысяч рублей. Отказываясь ограничить возможность ухода «в минус», крупнейшие операторы сотовой связи перестали контролировать подключения: сегодня на практике можно купить «симку» и под вымышленным именем, в том числе указав в качестве абонента своего недруга (начальника, соседа, конкурента или пр.). Ему и придет счет на накопленный долг.
Парламентарии и чиновники стремятся разрешить этот вопрос. В Госдуму уже внесен законопроект, устанавливающий лимит расходов абонента в режиме роуминга и, таким образом, предупреждающий возможность образования долга в сумме более 3 тысяч рублей. А 10 февраля Федеральная антимонопольная служба вынесла операторам «большой тройки» – «Мобильные ТелеСистемы» (МТС), «ВымпелКом» ("Билайн") и «МегаФон», очередное предписание: от них потребовали до 1 апреля ввести уведомление абонентов об изменении системы списания денег при выезде за рубеж.
Усы, лапы, хвост – вот мои документы
Именно с роумингом и связано возникновение большой задолженности. Все указанные крупнейшие операторы используют так называемую офлайн-тарификацию – информация о фактически оказанных за границей услугах приходит в российскую компанию с задержкой иногда до нескольких дней. Все это время ни оператор, ни сам абонент не знает о расходах и реальном остатке на счете, а когда возвращается – может получить счет на десятки и сотни тысяч рублей. Самый громкий скандал разгорелся вокруг молодоженов, отправившихся на отдых в Грецию и «накачавших» там через USB-модем более миллиона рублей! По иску «МегаФона», договор с которым был оформлен на маму невесты, суд арестовал ее имущество. Гарантий, что даже самый аккуратный абонент не окажется в такой ситуации, никто дать не может.
Заинтересовавшись предложением одного из крупнейших петербургских операторов (звонки за 33 копейки), которое громко рекламировала в вестибюле станции петербургского метро привлекательная шатенка, журналист «Фонтанки» решил узнать подробности. Но был сражен вопросом от представительницы сотовой компании: «По паспорту будете подключаться или без?».
Первой мыслью было представиться президентом или премьером, на худой конец – губернатором (вряд ли бы явное гендерное несоответствие расстроило бы сделку). Далее в «очереди» стояли: заливший квартиру сосед, соперник на личном фронте, начальник и т.д. Не желая никому зла, я указал псевдоним – его с моих слов девушка вписала в контракт, а паспортные данные и адреса – обещала придумать сама. В итоге: за 100 рублей получил «симку» с двумя сотнями на счете и – в течение около двух дней возможностью пользоваться роумингом на любую сумму.
Другого оператора рекламировала не менее знойная блондинка. Только за возможность подключиться без документов (предъявив только «усы и лапы») она попросила доплатить 20 рублей...
Впрочем, о таких действиях дилеров известно давно, и "Фонтанка" уже не раз об этом писала.
Не виноватая я...
Сколько договоров связи оформлено на чужие имена, неизвестно. Роскомнадзор периодически проводит проверки и уличает операторов в таких подлогах – в контрактах, купленных через дилеров или разного рода лотки, указаны несуществующие люди или реальные граждане, отрицающие свою причастность к подписанию договора. Оные проступки надзорное ведомство квалифицирует как нарушение оператором лицензионных условий и, как правило, налагает штраф в сумме от 30 до 40 тысяч рублей.
Сами компании клянутся, что ведут борьбу с недобросовестно исполняющими свою работу дилерами и сотрудниками. Например, в пресс-службе «МегаФона» журналисту «Фонтанки» сообщили, что в случае выявления нарушений со стороны дилеров к ним применяются штрафные санкции. Так же работают и в «СкайЛинк»: «Если указанный в качестве абонента гражданин отрицает свою причастность к оформлению договора, проводится внутренняя проверка, – поясняет коммерческий директор «Скай Линк – Северо-Запад» Артем Литвинов. – Договоры предусматривают штрафные санкции в отношении дилера, у которого подобное подключение состоялось».
Этот оператор защитился от крупных долгов «анонимных» абонентов: открыть услугу международного роуминга клиент может только при условии личного присутствия в одном из офисов обслуживания, по предъявлению паспорта и на условиях предоплаты. Также раньше работали и в МТС – услуги роуминга активизировались только через центры обслуживания. Но теперь абоненты, подключившиеся не менее года назад, могут это сделать, просто отправив SMS.
Ни одна из компаний не пожелала рассказать о своей политике в отношении абонентов, отрицающих причастность к подписанию контрактов и накопленным по ним долгам. Однако факты предъявления таких требований к даже не подозревающим о существовании купленных на их имя контрактов гражданам уже есть. Ведь паспортные данные почти любого россиянина доступны благодаря многочисленным пиратским базам данных. Кроме того, достаточные для заключения договора реквизиты сегодня фиксируются при входе почти в любой бизнес-центр, аккумулируются у работодателей, в банках и т.д. – не так сложно заполнить не вызывающий сомнений договор на «недруга» (того же соседа или начальника).
Как же добросовестный гражданин может защититься от вменяемых ему долгов перед сотовой компанией? Кроме графологической экспертизы подписи, по мнению адвоката юридической фирмы «S&K Вертикаль» Михаила Ильина, доказательством могут быть свидетельские показания, а также подтверждающие отсутствие абонента в стране на день подписания контракта документы (загранпаспорт, билеты и пр.): «Гражданин, к которому будет необоснованно предъявлен иск со стороны оператора связи, вправе взыскать все понесенные им судебные расходы. А также убытки, причиненные, например, в результате судебного ареста имущества по такому иску».
Юристы предупреждают, найти мошенника, который хочет пользоваться связью за чужой счет, не так сложно: при регистрации в сети мобильной связи фиксируется IMEI (International Mobile Equipment Identifier) – 15-значный идентификатор мобильного оборудования, который присваивается каждому телефону, USB-модему или иному устройству. Поэтому «скрыться» можно разве что купив новую «трубу», в которой не оставила следов ни одна зарегистрированная на подлинного ее владельца «симка». Также можно найти фактического пользователя связи через его контакты – кому он звонил или посылал сообщения, под каким логином входил в социальные сети и т.д. «Гражданин, который пользуется сотовой связью на основании оформленного на другое лицо договора, обязан возместить стоимость предоставленных услуг, – полагает Михаил Ильин. – Оператор имеет возможность предъявить такому гражданину иск о возмещении причиненного вреда. В качестве одного из доказательств могут использоваться сведения об использовании гражданином конкретного мобильного телефона».
Связь по лимиту
Альтернативный вариант решения проблемы долгов (как у настоящих, так и у вымышленных абонентов) предложил сенатор от Санкт-Петербурга Виктор Евтухов – законодательно лимитировать расходы в роуминге. «Аналогичные нормы установлены и в Европейском Союзе – операторы сотовой связи обязаны отключать услугу связи в роуминге при превышении определенного лимита (по умолчанию — 50 евро)», – констатирует автор представленных в конце января поправок.
Для реализации этой идеи необходимо будет ввести онлайн-биллинг у всех операторов – иначе они не смогут отслеживать расходы абонентов. Единого отношения к инициативе Виктора Евтухова нет даже у участников самой «большой тройки». Например, в «МегаФоне» обещают реализовать новую систему биллинга в течение ближайших месяцев. «На сегодняшний день она действует со 100 партнерами. Онлайн-тарификация передачи данных уже запущена в столичном филиале «МегаФона», скоро будет внедрена и в других. Кроме того, новые партии модемов под маркой компании будут оборудованы специальной функцией уведомления: при попытке скачать данные в роуминге, абонентам будет приходить предупреждение (всплывающие окна на экране компьютера)», – пояснили в пресс-службе оператора.
Совсем иная позиция у компании «ВымпелКом» (марка «Билайн»): «Данные о пользовании услугами приходят с задержкой от многих операторов. Мы не можем в приказном порядке заставить их модифицировать свои биллинговые системы и системы обмена информацией с роуминг-партнерами, – констатирует Марианна Янкова, пресс-секретарь регионального филиала компании. – Отследить лимит в 3000 рублей на нашей стороне не представляется возможным, на стороне роуминг-партнера – тем более. Это значит, что все 555 партнеров должны будут сделать апгрейд своих платформ, стоимостью от нескольких сотен тысяч долларов каждая. И следует учитывать, что биллинговые системы зарубежных операторов не настроены в рублях».
В то же время «Билайн» активно работает не только в России, но в странах ближнего зарубежья. Например – на Украине, где вполне официально подключиться можно без предъявления паспорта или иного документа. По словам Марианны Янковой, в сетях «Билайн» в странах СНГ для предоплатных абонентов действует онлайн-тарификация и задолженность, соответственно, не возникает. Почему-то для создания этой функции не нужно было заставлять сотни иностранных компаний перестраивать свои системы, настраивать их на гривны и т.д. Что мешает реализовать используемую в «жевто-блокитной» технологию в России, она не пояснила.
Павел Нетупский