Скандальная акция с изображением фаллоса на Литейном мосту, прославившая арт-группу «Война» не только за пределами Петербурга, вошла в шорт-лист номинантов VI Всероссийского конкурса "Инновация" в области современного визуального искусства. Конкурс проводит Государственный центр современного искусства, работающий (внимание!) при поддержке Министерства культуры России.
Впрочем, не исключено, что среди «художников» от государства наблюдается самоцензура. На сайте Центра первым номером в номинации "Произведение визуального искусства" стоит акция «Войны», которая в варианте Минкульта звучит как «Член в плену у КГБ» (авторы действа назвали ее "Х.. в плену у ФСБ").
Как следует из информации, опубликованной на сайте учредителей премии, право выдвижения авторов произведений принадлежит: Министерству культуры РФ, органам управления культурой регионов России, творческим союзам, государственным и некоммерческим организациям, работающим в области современного искусства, членам экспертного совета, жюри и оргкомитета.
Основным критерием оценки является соответствие проектов и деятельности номинантов новейшим концепциям, стратегиям и тенденциям современного искусства, отмечается на сайте.
Как сообщила «Фонтанке» директор конкурса Надежда Миндлин, поклонниками творчества «Войны» оказались члены экспертного совета Арсений Сергеев из Екатеринбурга и Евгений Уманский из Калининграда (они же предложили их выдвинуть).
«На заседании экспертного совета, которое состоялось накануне, было отобрано в шорт-лист по пять претендентов в каждой номинации», - рассказала она. Всего, говорит Миндлин, на конкурс пришло 287 заявок. Среди участников экспертного совета, принявших такое смелое решение - директор Государственного центра современного искусства (Вильнюс) Кястутис Куйзинас, директор Института проблем современного искусства, комиссар Московской международной биеннале современного искусства Иосиф Бакштейн, заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский, директор Мультимедийного комплекса актуальных искусств Ольга Свиблова. Хотя "Фонтанке" неизвестно, как они голосовали, но на заседании эти эксперты присутствовали.
Присутствовали на совете и деятели, выдвинувшие акцию "Войны" на премию - заместитель директора по творческо-выставочной деятельности калининградского филиала государственного центра современного искусства (ГЦСИ) Евгений Уманский и медиа художник, куратор и организатор фестивалей и художественных проектов в городской среде, куратор агентства «АРТПОЛИТИКА» (Екатеринбург) Арсений Сергеев.
Фотографии работы арт-группы будут выставлены в Государственном центре современного искусства с 29 марта по 8 мая. Победителя определит международное жюри 7 апреля.
Миндлин не захотела вдаваться в детали биографий ценителей эпатажных «выходок» «Войны», ограничившись тем, что они - «кураторы выставок и художественных проектов», которые «проходят в их городах».
О своем отношении к творчеству «Войны» она также говорить отказалась, заявив, что она «лишь продюсер конкурса». В конкретной ситуации Государственный центр современного искусства, по ее словам, «просто создает условия для работы».
Напомним: суть номинированного на премию действа заключалась в том, что 1 июня прошлого года активисты "Войны" нарисовали на Литейном мосту, напротив здания УФСБ по Петербургу (бывшего КГБ), огромный фаллос высотой в 65 метров. Как подсчитали участники «Войны», чтобы нарисовать картинку, им понадобилось всего 23 секунды. Краску выливали на проезжую часть прямо из канистр. Когда мост развели, нарисованный фаллос поднялся прямо перед окнами здания управления ФСБ. За эту акцию один из участников арт-группы был оштрафован.
Сегодня два члена группы - Леонид Николаев и Олег Воротников находятся в питерском СИЗО - по обвинению в хулиганстве после того, как устроили "переворот" - поставив на крышу машину милиции на Дворцовой площади.
"Фонтанка" нашла мнения "за" и "против" присуждения премии арт-группе.
Примечательно, что рэпер Noize FM в июле разместил в Интернете скандальный видеоклип, в котором указал, «куда власть должна держать курс». «О том, куда власть должна держать курс, было написано на Литейном мосту», – заключает он, намекая на акцию «Войны».
Скульптор, председатель правления петербургского Союза художников России Альберт Чаркин:
"Какая еще арт-группа «Война»? Те, что на мосту нарисовали? К искусству это не имеет никакого отношения. Номинированы? Ха-ха.
Считаю, что они достойны всех модернистских выступлений и стремлений, но, повторяю, никакого отношения к искусству не имеют. Судить о них я не «осмеливаюсь», просто это недостойно внимания. Не хочу тратить время и говорить об этом. Могу лишь сказать, что безграничная свобода приводит к абсурду. Это апофеоз современных устремлений в искусстве. Какие устремления сегодня в искусстве? А вот такие".
Режиссер Юрий Мамин: "Озадачен! Удивляет, ведь обычно госпремии выдавались несколько другим произведениям. Значит, ценят такое искусство, идут в ногу со временем, понимают молодежные проблемы, не боятся критики, что можно только приветствовать. Дай Бог, чтобы это было искренне, а не от незнания. Если сегодня вкусы у официальных представителей нашей власти так кардинально изменились, значит, идет сильное омолаживание в их умах. Молодежная культура приходит в их мозги, чего раньше не бывало. Чиновники никогда не носили длинные волосы и ирокез... Если сейчас начнется такое, то это будет новый шаг в культуре и политике".
"Митёк" Дмитрий Шагин заявил "Фонтанке", что ничего против выдвижения "Войны" не имеет.
"Акция смелая. Удивили... Это ж надо умудриться на разводящемся мосту нарисовать! - смеётся он. - Наверное, их надо поддержать, тем более, что сейчас они в тюрьме". Шагин не уверен, что художники должны заниматься политическими акциями, однако в том, что перфоманс удался, не сомневается. "Говорят, даже охранники моста смеялись над этой акцией", - замечает он. Впрочем, художественную составляющую он оценивать не рискнул.
Художник Копейкин: Я дал бы премию Минкульта арт-группе «Война»
«Если бы я был в жюри всероссийского конкурса «Инновация», я бы проголосовал за арт-группу «Война» всеми руками и ногами, чтобы они получили эту премию. Еще и потому, что у них сейчас очень сложный период. Дело в том, что, пусть не все их проекты были удачны, но некоторые очень достойны, - а художника судят по его лучшим работам. Для русского искусства арт-группа «Война» - просто большой прорыв.
А то, что государство борется с художниками, - оно имеет все шансы сгинуть. У нас такое было уже в 30-е годы, когда сгноили в тюрьмах почти всех ОБЭРИУтов (прим.ред. - членов Объединения реального искусства, группы писателей и деятелей иск-ва, существовавшей в Ленинграде в 1927—30г.г.).
У нас пока еще существует некоторая изолированность от всего остального мира, поэтому некоторые виды уличного искусства до нас еще не дошли и выражаются только в граффити - однообразно. А новых Бэнкси у нас еще не родилось. Арт-группа «Война» - у нас первые.
...Мне кажется, что должна сработать некая цеховая солидарность, художники могут как-то поддержать ребят. У них есть некая политическая направленность, но мне кажется, что художник - он всегда анархист. Для них искусство — это война. Они на самом острие искусства.
Страной управляют люди в серых пиджачках с мозгами такого же цвета, которые все делают с оглядкой и на всякий случай перестраховываются, а параноидальная мстительность ФСБ тут просто недопустима — слишком неадекватные ответные меры. С одной стороны — хулиганство, с другой — экстремизм, который ребятам из «Войны» пытаются шить белыми нитками.
Переворачивание автомобилей, рисование на мосту — это искусство акционизма, которое всегда провокативно. Я думаю, что, привлекая к себе внимание таким образом, они отдают себе отчет, что могут попасть за это за решетку как хулиганы. Может быть, у них есть некая «страховка» в виде материальной компенсации за моральный ущерб. Ну, а если нет, то они — совсем свободные художники. Это искусство ради искусства».
Александра Гармажапова, "Фонтанка.ру"
Ранее по теме: