В Финском заливе ждут ледокольной проводки в порты Северо-Запада около 30 судов. При их сопровождении соблюдаются установленные нормативами правила приоритета. Которые, в частности, гласят, что отсутствие у экипажей еды и топлива не является основанием для срочной проводки в порт – в таком случае им предлагают обращаться в МЧС. Помочь справиться со сложной ледовой обстановкой может атомный ледокол «Вайгач», однако для его допуска нужно разрешение всех стран Балтийского региона.
Специалисты сравнивают нынешнюю ситуацию в петербургском порту и акватории Финского залива с тем, что было зимой 2002-2003 годов. Только тогда из-за сильных холодов лед замерзал с такой скоростью, что путь, проделанный ледоколом, быстро покрывался льдом, а это затрудняло проход караванов. Как объяснил «Фонтанке» главный инспектор по контролю ледокольных проводок ФГУП «Администрация морского порта "Большой порт Санкт-Петербург"» Олег Кудрявцев, в этом году к сильным морозам добавилась еще одна проблема – сильный западный ветер принес в акваторию Большого порта много льда, который и создает естественный затор.
По сообщению Министерства транспорта, по состоянию на сегодняшнее утро ледокольной проводки в порты Северо-Запада ожидает 31 судно, 21 ждет выхода из портов в море. Всего же за прошедшие сутки (с 08.00 17 февраля по 08.00 18 февраля) зашли в порт Санкт-Петербург 21 судно, вышли – 17; в порты Ленинградской области (Приморск, Высоцк, Выборг и Усть-Луга) зашли 5 судов, вышли – 4.
При этом 11 судов подпадают под действующие ограничения и смогут выйти только после того, как ледоколы сопроводят тех, кто обладает приоритетом на проводку. Согласно действующему законодательству, «льготой» пользуются суда, работающие на регулярных линиях, осуществляющие доставку свежих морепродуктов или опасных грузов, а также прибывающие по приглашению правительства РФ. Раньше остальных попадут в порт и те корабли, на борту которых есть больные люди.
Отметим, что эти нормы действуют с августа 2009 года, когда был принят приказ Министерства транспорта «Об утверждении общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним». Однако накануне капитан Большого порта Санкт-Петербург еще раз напомнил о них, разослав соответствующее информационное письмо. И его можно понять: как рассказал Олег Кудрявцев, к администрации уже обращались со стоящих в Финском заливе судов, на которых, по словам представителей экипажа, заканчивается вода, еда или топливо.
Однако, как уточнил Олег Кудрявцев, отсутствие этих ресурсов не является основанием для изменения приоритета по проводке. «Мы говорим экипажам, что обеспечить всем необходимым их должен был судовладелец, и советуем обращаться в МЧС. Хотя, конечно же, у нас есть сердце, и поэтому в некоторых случаях мы идем на изменение приоритетов. Капитан смотрит, сколько уже корабль ждет проводки, и если судно стоит давно, то он разрешает пройти», – отметил главный инспектор по контролю ледовых проводок Большого порта Санкт-Петербург.
Судя по данным, представленным на сайте Большого порта, некоторые суда зашли в Финский залив еще в первую неделю февраля и до сих пор не могут встать к причалу. Впрочем, как сообщили в пресс-службе ГУ МЧС по Петербургу, пока заявок от экипажей на доставку еды, питья или топлива не было.
Одной из проблем, затрудняющей быструю проводку судов, является недостаточное число ледоколов. По данным Олега Кудрявцева, всего в порту сейчас работают 13 таких кораблей. Однако только 4 из них относятся к классу арктических и могут работать в Финском заливе, остальные считаются портовыми и способны трудиться лишь недалеко от берега. А если учесть, что за одним ледоколом может идти только одно, максимум два судна, то можно понять, что сократить очередь на проводку будет затруднительно.
Как сообщили в администрации Большого порта, сейчас из Антарктики на помощь идет ледокол «Капитан Драницын». Ранее заявлялось, что он придет 1 марта, однако учитывая, что море – это не железная дорога, сейчас называется более расплывчатый срок – первая декада марта.
Кроме того, в начале недели Министерство транспорта сообщило, что рассматривает вариант отправки из Мурманска в Финский залив атомного ледокола «Вайгач». Однако, как уточнили в администрации Большого порта Санкт-Петербург, пока окончательного решения об его отправке не принято. К тому же, согласно международному законодательству, Балтийское море считается закрытым для атомных судов, поэтому для того, чтобы «Вайгач» пришел в Финский залив, требуется согласовать этот вопрос со всеми странами Балтийского региона.
«А финны могут сказать – зачем вам атомный ледокол, если у нас есть три хороших судна, возьмите их в аренду! Но и это не так просто: чтобы в наших внутренних водах могли работать иностранные суда, нужно разрешение правительства за подписью Владимира Путина», – отмечает Олег Кудрявцев.
Пока же суда ждут своего ледокола, судовладельцы терпят убытки. По данным экспертов, небольшие компании теряют в среднем 2,5-2,6 евро в сутки. Владельцы больших контейнеровозов – от 15 до 30 тысяч. Пускать деньги по воде придется еще долго: как сказали «Фонтанке» в администрации Большого порта Санкт-Петербург, окончательно движение судов восстановится только в апреле, когда растает лед, пригнанный из Финского залива.
Андрей Захаров, Фонтанка.ру