Читатели «Фонтанки» уже пять дней сообщают о подземных толчках, которые ощущаются на севере Петербурга. Поначалу информация казалась похожей на следствие рано начавшегося "весеннего обострения", но когда счет писем пошел на второй десяток, стало понятно, что ситуация гораздо серьезнее. А когда ученые Пулковской обсерватории подтвердили с 20 до 21 часа регистрацию 17 толчков неизвестного характера, а военные настаивали: "Ничего не взрываем так поздно!" - лица у нас вытянулись.
Читатели «Фонтанки» в течение нескольких дней забрасывали редакционную почту сообщениями о подземных толчках, которые они ощущают на севере Петербурга. Поначалу информация показалась похожей на следствие рано начавшегося весеннего обострения, но когда счет писем пошел на второй десяток, стало понятно, что ситуация гораздо серьезнее. Отправившись на поиски землетрясения в сейсмоустойчивом регионе, корреспондент наткнулся на испытания новейшего оружия и уничтожение боеприпасов, но истина так и не нашлась.
Первые сообщения о непонятных толчках стали поступать в конце прошлой недели. Поздним вечером 24 февраля петербуржец Роман рассказал о том, что на окраине Петербурга – в Девяткино и Мурино – ему и его соседям пришлось испытать неприятные ощущения. «С 20:30 до 22:46 качнуло, как минимум, раза четыре», - говорилось в письме. Учитывая, что незадолго до этого другой читатель информировал «Фонтанку» о том, что в Юнтоловском заказнике приземлилось НЛО, особого внимания посланию Романа мы не придали.
Но на следующий вечер о подобном явлении (не уфологического свойства) сообщила еще одна читательница — Евгения. В 21:55 она написала: «Примерно час назад жители улицы Демьяна Бедного были взбудоражены непонятными толчками, которые сотрясали дом так, что из шкафов вылетали вещи. Толчки повторялись неоднократно. В это же время был слышен непонятный грохот на проспекте Просвещения. Грохот был похож на звук взрыва и повторялся несколько раз». Эмоционально, но как-то не очень верится, отмахнулись мы.
Затем письма аналогичного содержания стали приходить с настораживающим постоянством. Причем речь шла преимущественно о жителях северных районов Петербурга. Когда количество сообщений стало подходить к третьему десятку, «Фонтанка» решила разобраться в ситуации. Вместе с фактами наши читателями делились своими предположениями о том, что могло вызвать толчки. Отбросив версию про внеземные цивилизации, мы выбрали две более реальных гипотезы: землетрясение и уничтожение боеприпасов на полигоне.
Директор центра глубинной геофизики ФГУП Всероссийского научно-исследовательского геологического института Сергей Кашубин отметил в разговоре с корреспондентом, что в равной степени в Петербурге могло произойти и то, и другое. По словам специалиста, в силу того, что наш район не относится к сейсмоопасным, в городе отсутствует специальная служба, которая следила бы за ситуацией и имела бы наблюдательную сейсмологическую сеть. Но это не значит, что в регионе невозможны подземные толчки.
«На самом деле слабая сейсмичность — она и на территории Скандинавии, и на территории Балтийского щита, то есть в окрестностях нашего города, имеет место быть, - говорит Кашубин. - Это слабые сейсмические события, которые на фоне городского шума, транспорта, не ощутимы, а в спокойной тихой обстановке могут чувствоваться, но эпицентр может находиться и за десятки, и за сотни километров от нас».
При этом природу тех явлений, о которых говорят читатели «Фонтанки», можно объяснить и подрывом снарядов.
«Взрыв в какой-то воинской части может ощущаться в регионе достаточно удаленном, - считает геофизик. - То есть звуковую волну можно не ощутить, но толчки вполне возможно. Это зависит от зон геологического строения, по каким-то из них упругие колебания передаются, слабо затухая, и поэтому люди или аппаратура, расположенная в этой зоне, фиксируют события достаточно удаленные. Иногда это десятки километров, сотни километров от того места, где, собственно, сам взрыв произошел».
В Западном военном округе «Фонтанке» сообщили, что о страхах петербуржцев наслышаны, и информация была проверена.
«Уничтожение боеприпасов на полигонах округа проводится в светлое время суток, в выходные дни уничтожение боеприпасов не проводится, - заявил пресс-секретарь командующего ЗВО Андрей Бобрун. - В субботу, согласно плану, проводится очистка мест от продуктов уничтожения. Воскресенье — выходной день». Так как читатели сообщали о том, что толчки были слышны после 21:00, а, по утверждению геофизика Сергея Кашубина, временной отрезок между этими двумя событиями (взрыв и толчок) не может составлять несколько часов, значит, уничтожение боеприпасов не связано с описываемыми явлениями. По крайней мере такой вывод напрашивался до беседы с сотрудником Главной Пулковской астрономической обсерватории.
Как выяснилось в разговоре с заведующей сектором сейсмологии ЛРГ ГАО РАН Беллой Ассиновской, действительно 25 февраля 2011 года зафиксировано 17 толчков в 40 километрах от сейсмостанции Пулково в районе 20-21 часа. Предположительно, эпицентр мог находиться в стороне Карельского перешейка. Это либо северная сторона города, либо дальше в район Парголово и Ржевки. Для того, чтобы информация была более точной, необходимо наличие трех сейсмостанций, а не одной - как сейчас. Однако власти глухи к многолетним просьбам специалистов.
По этой же причине сейсмологи длительное время не могли определить природу описываемого читателями явления. При этом однозначно отмели версию землетрясения, отметив, что это могут быть события так называемого морозобойного характера. То есть из-за резких перепадов дневной и ночной температуры происходит движение земной коры.
«Даже если это взрывы, то они ощущались в городе, потому что очень влажная среда, обычно они не ощущаются, но поскольку в этом году у нас такая аномальная ситуация, жители чувствуют», - сообщила Белла Ассиновская, добавив, что в течение нескольких дней станет точно известно, насколько причастны к этому военные.
Уже к 18 часам завсектором сейсмологии поступила новая информация. Со ссылкой на МЧС, Белла Ассиновская категорично заявила, что причина толчков — уничтожение боеприпасов.
В центре управления кризисными ситуациями «Фонтанке» также сообщили, что причиной тревоги горожан стали действия на военном полигоне. Как предположила Ассиновская, это могли быть действия на Ржевском полигоне, который как раз располагается в районе предполагаемого эпицентра. Однако, по данным «Фонтанки», 25-го числа там хоть и проводились испытания оружия, но с подрывом они не связаны. Так что более правдоподобно - события на дислоцирующемся чуть дальше Бобочинском полигоне. Но там уничтожение боеприпасов, равно как и испытания на Ржевском полигоне, проводились, согласно заявлению ЗВО, в светлое время суток. Чтобы познать наконец истину, которая, безусловно, где-то рядом, пришлось снова обратиться за помощью в округ. Там информацию приняли к сведению и пообещали, разобравшись, сообщить о результатах.
PS: По состоянию на 23:20 в редакцию продолжают поступать письма о толчках. Одно тревожнее другого. Орфография и пунктуация авторов сохранены. «Сегодня подряд было 4 сильных толчка: в 19:58 (2), 19:59, 20:02, толчки сопровождались звуками взрывов со стороны Всеволожска (по ощущениям)», - вновь информирует читатель Роман. «В Лисьем Носу слышны взрывы. Да такие, что стёкла звенят...» - вторит ему Андрей. «Около 20.00 в Красносельском районе на Петергофском шоссе отмечались толчки непонятного происхождения», - сообщает Виталий. «В конец проспекта Королева, с северо-западной стороны города, несколько дней доносятся звуки взрывов,- пишет Евгений. - Дом по адресу ул. Шаврова, 23, видимо расположенный фронтом к взрывной волне (на углу Королева и ул. Шаврова), буквально раскачивается каждый раз и почти одновременно со звуком взрыва. Находиться на верхних этажах десятиэтажного дома очень неприятно. Мог бы заподозрить у себя признаки душевного нездоровья или опьянения, но несколько человек подтверждают эти ощущения. Что же можно так взрывать и какой мощности эти взрывы?! Можно ли надеяться, что блочный дом, построенный более 20-ти лет назад, рассчитан на подобные колебания и взрывающие просчитали безопасную мощность для города?»
Юлия Никитина, «Фонтанка.ру»