Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко 1 марта не смогла записаться по телефону к врачу: сначала ей было не дозвониться, а потом не оказалось номерков. Воспользоваться для этой цели своим любимым iPad губернатор не захотела, хотя это дало бы ей больше шансов на успех. Как работают сейчас в Северной столице России электронные услуги, выяснял корреспондент «Фонтанки».
«Фонтанка» начала изучать проблему именно с самой «больной» темы - записи на прием к врачу через Интернет. Об этой услуге говорили много, и хотелось на себе проверить, как она работает. На практике выяснилось, что в Петербурге существует как минимум два портала, через которые можно обратиться к требуемым специалистам (http://samosapis.ru/ и http://svmed.spb.ru/spisok/). Однако оба сайта предлагают скачать программу, которая блокируется антивирусами (распознающими в ней опасность), либо настройками корпоративных сетей - скачать предлагается exe-файл.
Прорвавшиеся через блокировку получают долгожданную награду: оказаться в кабинете медика становится действительно просто. Надо лишь заполнить анкету, указав фамилию, имя, отчество, дату рождения, удобное для себя время и контактный телефон. После этого система выдаст регистрационный номер, с которым можно будет идти в регистратуру.
Кстати, первый заместитель председателя комитета по здравоохранению Владимир Жолобов до жалобы корреспондента «Фонтанки» на слегка «кривую» работу системы о проблемах не слышал. Но пообещал поговорить с её разработчиками. Что касается распределения количества номерков, то, по его словам, в Интернет специально отдается часть из них. Услуга самозаписи становится довольно популярной — в Интернете никто не хамит, да и номерки есть почти всегда (бывалые люди советуют записываться за неделю — полторы до требуемой даты). Получается, что действительно человеку занятому и владеющему некоторыми элементарными навыками работы с компьютером гораздо удобнее без отрыва от непосредственных обязанностей воспользоваться Всемирной паутиной и оказаться на приеме у медика. Тем более что, как показала практика, в городских поликлиниках уже вполне адекватно реагируют на пациентов, пришедших с нестандартным номерком.
Электронные услуги есть уже и на сайтах ФМС и ФНС. Миграционная служба предлагает удаленно узнать о готовности паспорта или разрешения на работу. Налоговая пошла дальше. Физические лица могут подать заявление о постановке на учет, узнать ИНН и, через «личный кабинет», собственные задолженности. Юридические — заполнить платежное поручение, получить доступ или выписку из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, а также проверить себя и контрагентов.
Пока мы по-прежнему тратим свое время на оформление документов (иногда на это уходят часы и дни), но теперь не нужно обивать пороги кабинетов, чтобы выяснить, должен ли ты что-нибудь государству и готов ли паспорт. Находим на ресурсах необходимые окна, вбиваем номер квитанции или ИНН и получаем результат.
А вот единый портал государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru) пока не выдерживает критики. Вооружившись ИНН и страховым пенсионным свидетельством, корреспондент «Фонтанки» начал процедуру оформления. Для того чтобы заполнить анкету, нужно указать данные вышеуказанных документов, фамилию, имя, отчество, дату рождения, домашний адрес (вместе с индексом), мобильный телефон (по желанию), адрес электронной почты.
Дальше система предлагает согласиться с тем, что Министерство связи и массовых коммуникаций в случае необходимости сможет передать персональные данные заявителя третьим лицам. Тут любому становится не по себе, так как когда и при каких обстоятельствах информация может быть разглашена, не уточняется. Но нажать кнопку «Я согласен» - не значит получить доступ к сайту. После этого на почту приходит сообщение, начало которого пугает: «Вы получили это письмо потому, что Вы (либо кто-то, выдающий себя за Вас) заполнили регистрационную анкету на Едином портале государственных и муниципальных услуг».
Таким образом система требует подтвердить e-mail. Но и на этом регистрация не заканчивается. На электронную почту приходит еще одно сообщение. Мол, поздравляем, вы сделали все, что могли. Теперь ждите уже бумажного письма с кодом активации по указанному вами адресу. С учетом работы почты, оно может прийти недели через 2.
Через 3 недели корреспондент «Фонтанки» стал посещать отделение связи как собственное рабочее место. На исходе четвертой недели (!), в субботу, 26 февраля, под покровом ночи, к квартире подошел неизвестный. Дома никого не оказалось, поэтому извещение было брошено в почтовый ящик. Ура, можно закончить процедуру регистрации!
После оформления формальностей встал вопрос: зачем? Журналистский эксперимент показал, что фактически этот портал госуслуг физическому лицу не нужен. Ссылки на официальные сайты разного рода министерств и ведомств можно найти и через поисковые системы, жалобы - подать там же. Услуги налоговой и миграционной служб есть на ресурсах обоих ведомств.
Самое полезное, пожалуй, - электронный запрос о наличии штрафов ГИБДД. Правда, сделана услуга бестолково: да, узнать о том, что штрафы есть, можно (можно подумать, автовладельцы не в курсе того, когда их наказывали и за что), а вот прошла ли их оплата через систему, нет. Получается, что, найдя свой долг на сайте налоговой службы и зная, что все квитанции оплачены, человек может исправить оплошность, а вот о неуплате по штрафам дорожной инспекции россиянину узнать намного труднее. Хорошо, если эта информация не порадует его впервые на границе с иностранным государством, когда выезд попросту запретят. В итоге, получается, что данные россиянина в Сети «засветились», передать их чиновники могут, если сочтут возможным, мифическим «третьим лицам», а толку от этого никакого.
Кстати, то, что в большинстве регионов России, в том числе и Петербурге, преподносится как прорыв, уже давно существует в одной из республик страны. На фоне портала единых государственных и муниципальных услуг, высшим пилотажем смотрится электронное правительство Татарстана, о котором недавно писала в своем блоге Тина Канделаки. Помимо того, что там уже львиная доля документооборота идет в электронном виде, сам сайт сделан, как говорится, для людей. Например, те, кто не очень хорошо владеет компьютером, могут делать запросы с голоса, а в сервисы для народа включена даже возможность подачи заявления в ЗАГС.
Подобное светлое будущее ждет и петербуржцев. Электронная приемная государственных услуг в Петербурге (http://oo.spb.ru/) работает, но не в полном объеме. Услуги полного цикла (выплаты при рождении ребенка, на детей из многодетных семей, пособия) и те, что будут осуществляться через многофункциональные центры (оформление формы № 7 и № 9, социальных льгот, в том числе и для ветеранов, архивных справок, субсидий на оплату коммунальных услуг), в данный момент не производятся. Зато там можно подать заявление в ЗАГС (в данный момент через Интернет заявили о желании создать семью около 8-ми тысяч человек) и записать ребенка в детский сад (подано 746 заявлений).
В ближайшее время должен заработать и портал электронных услуг Городского управления инвентаризации и оценки недвижимости (ГУИОН). На нем горожане смогут не только примерно оценить рыночную стоимость собственной недвижимости, но и записаться на прием и платную консультацию в учреждение, заказать необходимые документы, а также рассчитать арендную ставку.