«Предлагаемый вариант образовательных стандартов не может быть принят даже в качестве проекта!» - с таким заявлением выступает Совет петербургской классической гимназии №610. Представители педагогического сообщества города согласны с этим. По мнению учителей, принятие ФГОСов повлечет за собой разрушение ныне существующей системы образования.
Резюме коллектива педагогов гимназии №610 было опубликовано на сайте учебного заведения в последний день зимы. А заседание, на котором собравшиеся эксперты обсуждали проекты федеральных государственных образовательных стандартов для старшей школы, прошло 24 февраля.
Как рассказал корреспонденту «Фонтанки» директор гимназии № 610 Сергей Бурячко, Совет, как правило, собирается раз в четверть и играет весьма значительную роль: по уставу он выше руководителя образовательного учреждения. К собранию, посвященному ФГОСам, готовились тщательно. После официальной публикации документы вывесили и на сайте классической гимназии. Причем с проектом должны были ознакомиться все члены Совета. Первоначальный текст резюме составил директор гимназии, доработали его уже во время заседания.
«Мы настроены весьма решительно. Была идея отослать наше решение в комитет по образованию, Министерство образования и науки, вплоть до руководства страны. Будет ли это сделано — зависит от дальнейшего развития событий», - отметил Сергей Бурячко.
По мнению специалистов, в случае принятия ФГОСЫ попросту уничтожат все лучшее, что сложилось в советской, а потом и российской системе образования.
В частности, модель стандарта состоит из общей обязательной для всех части, занимающей 40% учебного времени, и включающей четыре предмета: физкультура, ОБЖ, «Россия в мире» и индивидуальный проект. Затем, из шести предметных областей можно выбрать 6-7 предметов, из них не более 4-х на профильном уровне.
«При общей максимально допустимой недельной нагрузке в 36 часов на физкультуру, ОБЖ, Россию в мире и проект отводится, таким образом, 14 уроков (почти 40% учебного времени!), а на остальное, соответственно, 22 урока. Легко увидеть, что, например, программа нашей гимназии, при всех возможных ухищрениях, в эту схему не укладывается. Не укладываются в нее и учебные планы других специализированных школ Санкт-Петербурга, например, ФМЛ 30, 239, ФТШ, школ (гимназий) с углубленным изучением иностранных языков», - говорится в опубликованном на сайте гимназии решении Совета.
То, что текст стандартов сам по себе не выписан и содержит, мягко говоря, странные пункты (например, углубленные знания школьников по некоторым предметам должны быть на уровне выпускников вузов), еще не все. Эксперты также отмечают: «Невозможно не согласиться с оппонентами представленного проекта стандартов в части финансового обеспечения, гарантий государства доступного бесплатного общего (полного) среднего образования. Нечеткость в этой части стандартов порождает в обществе всякого рода спекуляции по поводу платности среднего образования».
Но и это по сравнению со следующим заявлением педагогов - «цветочки». Потому как, по их авторитетному мнению, идея, предложенная разработчиками, - заимствование. «Разработчики стандартов выдают за «инновации» программу, разработанную более 40 лет назад, и при этом на нее не ссылаются! Что само по себе отвратительно и попахивает плагиатом», - говорят эксперты.
«На самом деле и первоначальный проект стандартов и его «переработанная» версия представляют собой плохо переведенный на русский язык вариант так называемой программы «международного бакалавриата» (The International Baccalaureate® (IB)). То же обязательное «ядро» 6 предметных областей, из которых выбираются предметы (по одному), причем не более 3-х на углубленном уровне», - уверены члены Совета 610-ой гимназии.
Программа эта действительно довольно популярна в Европе, однако «ни в одной из стран мира программа IB не стала основой национальной системы образования»: «Да, современные гимназисты Швейцарии могут выбрать 4 иностранных языка в старших классах, но они не могут вообще отказаться, например, от химии! И не важно, куда они будут поступать после гимназии».
Словом, предложенный вариант стандартов, уверены педагоги, не годен даже в качестве проекта. Обсуждению, вплоть до «референдумов среди научной и педагогической общественности», подлежат их отдельные положения. В частности — целесообразность введения в школах обязательного предмета «Россия в мире» и ОБЖ, перечень дисциплин, обязательных для изучения, сроки освоения программы (2 или 3 года), доля обязательных для изучения предметов в общем объеме учебной нагрузки.
Директор гимназии №397 имени Галины Старовойтовой Михаил Адамский согласен с тем, что в случае принятия стандартов, система профильных образовательных учреждений уже не сможет функционировать в том виде, в каком она работает сейчас. «Эти ФГОСы вызывают очень серьезные вопросы. То, что создано, - явно недостаточно продуманный вариант, который требует доработки», - заявил он корреспонденту «Фонтанки».
«Тут даже комментировать нечего. Я полностью согласна, это мнение профессионалов, которые много лет работают в школе. Сейчас дело идет к разрушению системы образования», - считает директор лицея №64 Галина Иванова.
Кстати, мнение педагогического сообщества города вполне может найти отражение в измененном документе. С 15 февраля ФГОСы открыты для общественного обсуждения. Но пока столь резких отзывов профессионалов не звучало. Возможно, Министерство образования и науки все же прислушается к здравому смыслу тех, кому непосредственно придется работать по новым программам, и изменит проект стандартов.
Для справки:
Петербургская классическая гимназия — государственное общеобразовательное учреждение; основана в 1989 году. В гимназии 14 классов, с пятых по одиннадцатые, по два класса в каждой параллели.
Здесь обязательно изучение 4 иностранных языков: латыни, греческого, английского и немецкого. Плюс к этому математика. Ежегодно гимназия набирает два пятых класса в количестве не более 28 человек в каждом, набор конкурсный, по результатам тестирования.
Преподают в классической гимназии 98 педагогов, среди которых 17 кандидатов и 3 доктора наук.
Мария Цыганкова,
Фонтанка.ру