70-летие Андрея Миронова его дочь и друзья отметили в Петербурге, собравшись на Первую торжественную церемонию вручения премии «Фигаро». Эту новую российскую национальную Премию учредили Комитет по культуре Санкт-Петербурга и театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова.
В небольшом помещении театра «Русская антреприза» в этот вечер было тесно от звезд. Из Москвы приехали: Юрий Яковлев, Василий Лановой, Валентин Гафт, Николай Караченцов, Людмила Поргина, дочь великого актера Мария Миронова и другие. Петербург представляли: Даниил Гранин, Александр Белинский, Светлана Крючкова, Александр Сокуров, Алексей Учитель, Дмитрий Месхиев, Леонид Мозговой, Ирина Мазуркевич, Владимир Бортко, Юлия Махалина, Людмила Сенчина и многие другие. Жюри раздавало не только оригинальные статуэтки Императорского фарфорового завода (Андрей Миронов в роли Фигаро), но и громкие звания: «рыцарь сцены» (Валентин Гафт), «артист милостью Божьей» (Юрий Яковлев), «за служение театральному Отечеству» (Николай Караченцов), «императрица русского театра» (Светлана Крючкова)…
Можно было бы, конечно, поиронизировать над амбициями создателей еще одной национальной премии, а можно и поаплодировать им, придумавшим столь романтический повод для воспоминаний о большом артисте и человеке. Потому что главным, что отличало этот трехчасовой вечер, стали теплые, душевные разговоры об Андрее Миронове его друзей и коллег – тех, кто по-настоящему его любил. Удивительно: прошла почти четверть века со дня смерти актера, а память близких людей обнаруживает всё новые детали и подробности…
Юрий Яковлев назвал Миронова удивительно светлым, нежным, легким, изящным талантом и признался, что он не только дружил с Андреем, но еще и «учился у Андрюши: легкости, умению просто двигаться, танцевать». Они никогда не играли вместе на сцене, не снимались вместе в кино, но познакомились благодаря импресарио из Ленинграда Рудольфу Фурманову: «А потом, по-моему, мы с Андреем прошли все дворцы культуры всех городов Советского Союза – от Мурманска до Алма-Аты, от Камчатки до Кишинева. На каких только площадках мы не выступали, в том числе и в ЖЭКах!»
Валентин Гафт сказал, что, по его мнению, «Андрюшу» еще надо расшифровывать, он очень непростой человек, в нем столько трагического, невысказанного. Гафт вспомнил, как лежал на пляже, и вдруг к нему «подлег» Миронов со словами: «Хочешь сыграть графа Альмавиву?» Гафт сказал: «Хочу!», и начались репетиции, ради которых они с Мироновым приходили в театр на полтора часа раньше. И благодаря тому, что они очень хотели сыграть вместе, у них что-то получилось в «Безумном дне, или Женитьбе Фигаро». Тогда Андрей еще не был такой знаменитый, еще не вышла в прокат «Бриллиантовая рука», но он бегал в Бахрушинский музей записывать тот самый монолог, который много лет спустя так и не договорил на сцене… Гафт прочитал стихотворение, посвященное своему другу, где есть такие строки: «Но, знай, Андрей, что «Фигаро» не будет никогда старо, его еще мы вместе доиграем. Где встретимся, пока не знаю – в слезах бумага и перо…»
Гафт назвал «сумасшедшим» Рудольфа Фурманова, прибавив, что именно такие люди делают невероятные вещи. А Фурманов лишь улыбался и выглядел абсолютно счастливым: в 90-х он придумал театр «Русская антреприза» имени Андрей Миронова, а теперь придумал еще и премию имени великого актера, собрав на юбилей столь блистательную и душевную компанию.
Михаил Садчиков
«Фонтанка.ру»
Фото Михаила Садчикова-младшего
О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»
Поделиться
Поделиться