Счетная палата РФ проверила расходование бюджетных средств на строительство кольцевой дороги вокруг Петербурга за последние три года. Специалисты ведомства пришли к неожиданному выводу - строители транспортного объезда не только перерасходовали деньги, но и сделали дорогу не такой, как требовалось.
Как сообщила пресс-служба Счетной палаты, 5 марта коллегия ведомства рассмотрела итоги проверки расходования бюджетных ассигнований на строительство КАД с 2008 по 2010-й год. "Эксплуатация участков дороги показала, что конечный результат строительства КАД, предусматривающий разгрузку центра Петербурга от транзитного транспорта с выводом его за границы города, полностью не достигнут. На дороге не обеспечено нормальное движение транспорта без пробок. Рассматривается вопрос о необходимости реконструкции северного участка КАД", - сказано в сообщении палаты. Коллегия сделала вывод, что Дирекция по строительству транспортного обхода, которая отвечает за возведение магистрали, неэффективно расходовала средства бюджета.
Однако, в качестве конкретного примера специалисты СП приводят не расходы на саму стройку, а затраты уже на ремонт КАДа, который масштабно развернулся в прошлом году. В частности, речь идет о 218,7 млн. рублей, выделенных на устранение колей на проезжей части, которые были выплачены из государственного бюджета, а не из средств подрядчиков, обязанных выполнять гарантийный ремонт.
Кстати, ДСТО уже отвечала на это обвинение, правда, не Счетной палате, а журналистам. Дело в том, что далеко не все подрядчики, участвовавшие в строительстве КАД, согласились по первому требованию заказчика выполнять гарантийное обслуживание своих участков. Дирекции пришлось инициировать многочисленные судебные разбирательства против строителей.
Несколько исков на общую сумму ремонта кольцевой летом прошлого года ДСТО подало в арбитражный суд Петербурга и Ленобласти в январе 2011 года. Как сообщала «Фонтанка», к ЗАО «ПО «Возрождение» за отказ от выполнения гарантийных обязательств — ремонта дорожного полотна — на сумму 144,8 млн рублей. 65,7 млн рублей за то же нарушение контракта ДСТО планирует взыскать с другого подрядчика — ООО «НПО Космос» и 4,2 млн рублей — с ОАО «Мостотряд-19». По существу дела должны рассматривать как раз в марте текущего года.
Примечательно, что иски на гораздо меньшую сумму к тем же подрядчикам дирекция инициировала осенью прошлого года. Претензии заказчика были приняты судом на рассмотрение, однако неожиданно истец отказался от разбирательств, не объяснив причин. Как предполагают осведомленные источники, ДСТО тогда просто решила взять тайм-аут для того, чтобы точно подсчитать сумму, которую потребуется израсходовать на устранение колейности, а уж затем предъявить ее отказавшим в гарантийном ремонте подрядчикам.
Колеи на кольцевой стали устранять летом-осенью прошлого года. В начале сентября дорожники занялись реконструкцией дороги перед Вантовым мостом, 20 сентября начался ремонт внешнего кольца от съезда на Софийскую улицу до Мурманского шоссе, с 25-го сентября стартовали работы на путепроводе от КАД до проспекта Культуры, а также на транспортной развязке с Верхне-Выборгским шоссе. Всего дорожники отремонтировали почти треть кольцевой за бюджетный счет. Кроме того, в ДСТО подсчитали, что ежегодно на ремонт кольцевой автодороги придется тратить от 200 до 300 миллионов рублей (то есть от 1,7 до 2,5 миллионов рублей за километр). Средства планируется постоянно взыскивать с подрядчиков.
Напомним, в суд Дирекция решила пойти после того, как присутствовавший на открытии последнего сухопутного участка трассы Владимир Путин сделал выговор губернатору Валентине Матвиенко за плохое качество дорожного покрытия на КАД. Премьер обратил внимание на колеи и ямы на проезжей части и попросил главу города внимательнее следить за качеством работы дорожников.
Строители в ответ на претензии объявили, что построенная КАД просто не приспособлена для современного движения. Было заявлено, что дорога изнашивается из-за трех факторов: превышение указанной скорости – вместо 110 км в час все ездят 140-160, нарушение грузовиками весового режима – КАД выдерживает не более 35 тонн, а также повышенная интенсивность движения (кольцевая дорога перегружена в десятки раз).
Впрочем, на коллегии СП говорили не только о плохом качестве кольцевой, но и о ее дороговизне. Так, в докладе отмечалось, что повышенные расходы связаны с высокой стоимостью строительства участков КАД, которая определяется необходимостью переустройства инженерных коммуникаций, попавших в границы отвода автомобильной дороги. «Так, расходы по переустройству четырех нефтепродуктопроводов, находящихся в собственности ОАО «Петербургтранснефтепродукт», при строительстве моста через реку Большая Охта были отнесены на непредвиденные расходы проекта и оплачены средствами федерального бюджета на сумму 300 млн рублей», - отметили в палате.
Для ДСТО опубликованные данные проверки стали неожиданностью. Специалисты дирекции присутствовали на заседании коллегии, но никаких серьезных претензий там не услышали.
Хотя вопросы к строителям КАД у аудиторов Счетной палаты возникают не в первый раз, и скандалами эта стройка сопровождается с самого её начала. Еще в декабре 2003-го Счетная палата обвиняла строителей в финансовых злоупотреблениях при строительстве КАД – в самовольном завышении смет, в расплате с подрядными организациями за одну и ту же работу по разным тарифам. Кроме того, как указывали эксперты, строительство КАД было начато без проверки проектных смет Госэкспертизой, что увеличило стоимость более чем на треть. Проверка проходила в сентябре-ноябре 2003 года.
В материалах, представленных тогда на коллегию, отмечалось, что проведенная Главгосэкспертизой России в 2002 году корректировка проектно-сметной документации проекта первой очереди КАД позволяла снизить сметную стоимость строительства с 66,2 до 45,1 млрд рублей. Однако из-за досрочного начала строительства по документации, не прошедшей государственную экспертизу, возможность снижения стоимости строительства была исключена.
ГУ "Дирекция по строительству транспортного обхода города Санкт-Петербурга Минтранса России" оплачивала одни и те же работы ряда подрядных организаций по различной стоимости. При этом разница стоимости работ зачастую составляла от 10% до 40%, а по отдельным видам работ менялась более чем в 3 раза.
В 2006-м скандал по поводу финансирования строительства КЗС (дамба) и КАД в Петербурге устроили и неожиданно нагрянувшие депутаты Госдумы. Финансовые претензии на заседании в Смольном к тогдашнему руководителю дирекции по строительству транспортного обхода Борису Мурашову, а ныне главе комитета по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга, высказывал председатель комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин Шаккум.
Маша Могилевская, "Фонтанка.ру"