10 марта в Ленинском районном суде была поставлена точка в целой серии судебных процессов, уже около года сопровождающих одно из самых экзотических "мошеннических" уголовных дел. В его центре - осуждавшийся по 11-ти статьям УК РФ бизнесмен Александр Логоденко, которого бывший бизнес-партнёр официально упрекал в использовании психотропных препаратов и нейро-лингвистического программирования.
Пакет, которого не было
Это уголовное дело было возбуждено в сентябре 2010 года по заявлению основного совладельца и генерального директора ЗАО "ПТК "Строитель" (бизнес-центр в Адмиралтейском районе Петербурга) Михаила Рогинского. Из его заявления вырисовывалась удивительная по своей простоте и непосредственности схема преступления.
Осенью 2009 года Михаил Рогинский решил "монетизировать" коммерческое достижение всей своей жизни – почти 90% акций ЗАО, которое он возглавлял, а потом и приватизировал ещё с давних советских времён. Злая судьба свела его с Александром Логоденко, выразившим готовность приобрести пакет акций почти за 100 миллионов рублей.
События развивались настолько корректно, что у умудрённого жизненным опытом Михаила Рогинского не было ни одной причины для беспокойства. Сначала стороны заключили договор купли-продажи, в котором предусматривалось, что Александр Логоденко станет генеральным директором ПТК "Строитель", получит почти 90% его акций, после чего переведёт почти 100 миллионов рублей на указанный в договоре банковский счёт Рогинского.
Михаил Рогинский организовал все необходимые формальные процедуры, в результате которых Александр Логоденко получил выписку из ЕГРЮЛ о том, что он генеральный директор "Строителя", и доступ к акциям. Осталось выполнить последнее условие договора - перевести деньги на банковский счёт Рогинского.
Но этого не произошло. В результате Михаил Рогинский оказался вообще ни с чем и обратился в петербургский Арбитражный суд. В суде Александр Логоденко пытался доказать, что он полностью расплатился с Рогинским - правда, не указанным в договоре способом, а по-простому: якобы, передал из рук в руки полиэтиленовый пакет со ста миллионами. Несмотря на то, что такой пакет должен был иметь весьма внушительные массу и габариты (то есть, не мог остаться незамеченным), господину Логоденко не удалось убедить суд в его существовании. Именно это обстоятельство стало решающим при возбуждении уголовного дела в отношении странного покупателя по части 4 статьи 159 УК РФ "Мошенничество в особо крупном размере".
Борьба до последнего
Наверное, любой другой член нашего разнородного бизнес-сообщества начал бы после всего этого пытаться спастись от карающего меча правосудия - всё-таки, данная статья предусматривает весьма внушительное наказание - до 10 лет лишения свободы. Но Александр Логоденко поступил с точностью до наоборот, продемонстрировав удивительные бойцовские качества.
Во-первых, ещё в сентябре 2010 года он обратился в Ленинский районный суд с требованием признать незаконным сам факт возбуждения в отношении него уголовного дела.
Во-вторых, он попытался убедить всё тот же Ленинский суд в необходимости заставить сотрудников УВД по Адмиралтейскому району привлечь к уголовной ответственности самого Михаила Рогинского за подделку протокола общего собрания акционеров ЗАО «ПТК «Строитель» (статья 185.5 УК РФ) и за внесение заведомо ложных данных о руководителе и учредителе предприятия в ЕГРЮЛ (статья 170.1 УК РФ). Именно таким образом Александр Логоденко отреагировал на исполнение Рогинским решения Арбитражного суда, постановившего взыскать с него в пользу Рогинского около 100 миллионов рублей за акции «Строителя».
А 10 марта Ленинский районный суд подтвердил полную законность возбуждения в отношении Александра Логоденко уголовного дела о мошенничестве, чем фактически "расчистил" следствию дорогу для продуктивного расследования данного уголовного дела. Учитывая те обстоятельства, что с момента совершения преступления прошло почти полтора года, с момента возбуждения злополучного уголовного дела примерно полгода, а милиция уже превратилась в полицию, есть все основания ожидать в данном случае торжества правоохранительной справедливости. Хотя, следует заметить, что последнее решение ещё не вступило в законную силу.
Нам представляется это особенно важным с учётом богатой биографии Александра Логоденко и некоторых событий, которые в материалы данного уголовного дела не вошли.
Образ врага
Сам про себя в разговоре с корреспондентом "Фонтанки" Александр Логоденко рассказал следующим образом:
"В моей жизни нет ничего хорошего. Я не считаю себя хорошим человеком, это однозначно. Я поклонник вашего агентства, читаю много вещей, но выглядеть клоуном и веселить читателей как-то не хочется. Делайте из меня образ врага, и у вас всё получится правильно. Если вы пообщаетесь с людьми, то они предложат вам справочку о моём прошлом...".
Этот разговор случился в августе 2010 года, когда господин Логоденко считал себя генеральным директором ЗАО "ПТК "Строитель". Он сам позвонил в редакцию после того, как мы передали ему предложение об интервью по телефону, указанному как телефон приёмной руководителя "Строителя" на официальном сайте компании.
Думается, всё сказанное Александром Логоденко - чистая правда. В июле 1999 года он был осуждён Фрунзенским районным судом Петербурга по 11-ти статьям УК и приговорен к 12-ти годам лишения свободы. Среди инкриминированных ему статей - «похищение человека», «незаконное лишение свободы», «захват заложника», «грабёж», «разбой», «побег из-под ареста». В феврале 2006 года Логоденко был условно-досрочно освобождён. Надо заметить: пока таким "букетом" не может похвастаться даже легендарный Владимир Барсуков, с которым в последние годы пытаются связать практически все резонансные преступления.
Впрочем, следует упомянуть ещё об одном обстоятельстве: популярность среди читательской аудитории Александр Логоденко приобрёл благодаря совсем другой истории, разворачивавшейся параллельно с конфликтом в ЗАО "ПТК "Строитель".
Чай с психотропными препаратами
Летом прошлого года в редакцию обратился доктор медицинских наук, глава ортопедической компании Triortox Владислав Умеренков. Он рассказал о том, как для развития ортопедического бизнеса ему срочно потребовались деньги. В качестве инвестора он умудрился выбрать с помощью Интернета совершенно незнакомого ему человека - некоего Александра Логоденко.
Но на доктора Умеренкова "инвестор" Логоденко произвёл самое приятное впечатление: он принимал его в собственном офисе в качестве генерального директора и основного владельца ЗАО "ПТК Строитель". Умеренков рассчитывал на инвестиции, однако потерпел полное фиаско: доктор утверждает, что под воздействием нейро-лингвистического программирования и добавленных ему в чай психотропных веществ подписал долговые расписки, в соответствии с которыми оказался должен Александру Логоденко и ЗАО "ПТК "Строитель" в общей сложности 54 миллиона рублей.
Кстати, адвокат Юрий Пузик, представлявший ранее интересы доктора Умеренкова в судебных тяжбах с Логоденко, так прокомментировал эту ситуацию:
"Господин Умеренков живёт в мире собственных бизнес-фантазий, в связи с чем он готов подписать всё что угодно, лишь бы получить деньги на свои проекты", - говорит он.
Правоохранительные органы не превратили жалобы Владислава Умеренкова в уголовное дело, но Александр Логоденко и не ждал этого - он вновь активно действовал.
Он обратился в Выборгский районный суд Петербурга с двумя исками к Владиславу Умеренкову: от собственного имени с требованием выплатить ему 6 миллионов рублей в качестве погашения якобы имевшегося долга и от имени ЗАО "ПТК Строитель" с требованием выплатить почти 4 миллиона за якобы оказанные консультационные услуги.
Самое интересное, что один процесс Логоденко выиграл, а другой чуть не выиграл - судья оставил исковые требования Логоденко без рассмотрения в связи с его систематической неявкой в суд.
В результате доктор Умеренков оказался должен ЗАО "ПТК "Строитель" около 4-х миллионов рублей за консультации. Доктору, видимо, удастся избежать расплаты исключительно благодаря порядочности Михаила Рогинского, который официально заявил, что "Строитель" никогда никаких услуг Умеренкову не оказывал, а потому тот ничего ему не должен. К счастью для Умеренкова, господин Рогинский к этому моменту уже частично восстановил свои позиции в бизнесе.
Константин Шмелёв, для «Фонтанки.ру»