Виртуальная переписка завязалась между сторонниками и противниками Михаила Ходорковского. Через десять дней после появления в Сети т. н. "письма 55-ти", в котором Тина Канделаки, братья Запашные и Диана Гурцкая потребовали прекратить кампанию по дискредитации судебной системы, дескать, в запале борьбы защитники экс-олигарха переходят к развязным уголовным оскорблениям в адрес судебного сообщества, звездам шоу-бизнеса ответили представители российской интеллигенции, попросив Amnesty Int. (правозащитная организация "Международная амнистия") признать экс-совладельцев нефтяной компании ЮКОС узниками совести. Среди них - писатели Борис Акунин, Борис Стругацкий и Людмила Улицкая, актеры Лия Ахеджакова, Олег Басилашвили, Сергей Юрский и Михаил Казаков, а также известные журналисты Леонид Парфенов, Владимир Познер, Дмитрий Муратов и Виктор Шендерович.
«Мы полагаем, что любой человек, осужденный исключительно за высказывание своих убеждений, является узником совести, и именно поэтому просим вас пересмотреть свою позицию по отношению к Михаилу Ходорковскому и признать за ним этот статус. Мы считаем необходимым признать тот же статус за неправедно осужденным вместе с Михаилом Ходорковским его единомышленником и другом Платоном Лебедевым, который на ранней стадии первого процесса был использован в качестве заложника», – говорится в тексте обращения, получившего название «письмо 45». В письме выражается уверенность в том, что «первый процесс над Михаилом Ходорковским был инициирован властью нашей страны в первую очередь из-за его независимой политической позиции, убеждения в необходимости всячески препятствовать сворачиванию демократических институтов в России», - ради этого экс-олигарх финансировал оппозиционные политические партии «в полном соответствии с законом, но вопреки желанию властей».
Подписанты не сомневаются в «очевидной политической мотивированности первого процесса», а причиной второго суда «с его абсурдными до комизма обвинениями» называют публицистическую деятельность Ходорковского, поскольку эти выступления, по мнению подписантов, содержат не только анализ порочного, с точки зрения опального олигарха, политического и экономического курса нынешнего руководства России, но и предложения по его изменению.
Несколько подписантов, с которыми удалось связаться «Фонтанке», объяснили свое участие в акции тем, что «мы должны сами строить общество, в котором будем жить».
В частности, народный артист СССР Олег Басилашвили, указав на явную предвзятость суда, продекламировал «Интернационал»: «Никто не даст нам избавленья: ни бог, ни царь и не герой. Добьёмся мы освобожденья. Своею собственной рукой". Эти слова, по его мнению, до сих пор актуальны. «Я выступил за демократическое, подлинное судопроизводство», - подчеркнул он. На вопрос корреспондента «Фонтанки», а стоило ли отвечать подписантам послания против дискредитации судебной системы, Басилашвили заявил, что «мы должны бороться с негативными явлениями».
Сатирик Виктор Шендерович особо комментировать ничего стал, предложив сравнить списки подписавшихся под обращениями. Если в первом, настаивает он, по большому счету объединилась «номенклатурная пыль», хотя там, стоит признать, и есть люди, составлявшие когда-то славу России, например, олимпийский чемпион Владислав Третьяк, то во втором представлена культурная элита страны. «Сравнение списков более чем красноречиво и выразительно. Для меня большая честь оказаться среди подписантов обращения к международным правозащитникам в защиту Ходорковского», - подчеркнул он, заметив также, что рад, поскольку заработал себе такую репутацию, что «никому в голову не придет обращаться к нему с предложением подписать совковое послание с критикой тех, кто требует справедливости». Ему, как человеку, жившему в советские времена, происхождение «письма 55-ти» известно.
«Текст позорно-номенклатурный, там не представлено общество, под обращением стоят фамилии зависимых от Суркова людей, - заметил он. - Что касается такого глянцевого персонажа как Тина Канделаки, она прежде всего член Общественной палаты... Девушка по ментальности блондинка, поэтому, думаю, она до сих пор не поняла, в какую историю вляпалась».
«Подписанное мной письмо — это форма констатации факта, - объяснил «Фонтанке» доктор филологических наук, профессор Санкт-Петербургского РГПУ имени Герцена Александр Кобринский. - Мы хотели показать, что российская интеллигенция прекрасно видит, что происходит в стране, и называет вещи своими именами, чтобы в Кремле знали, что никаких сомнений и колебаний в оценке происходящего нет». «Молчание стало бы предательством не столько Ходорковского, а справедливости, законности и идей, на которых держится человеческая личность и государство», - резюмировал он.
Александра Гармажапова, "Фонтанка.ру"