Власти планируют усилить борьбу с перевозчиками-нелегалами: в ближайшее время их машины будут отвозить на штрафстоянку в качестве вещдока. Мера эта, очевидно, назрела: в комитете по транспорту официально признали, что в январе-феврале крупнейшие перевозчики, в частности «Питеравто», нелегально дублировали маршруты, которые после Нового года получили другие компании. А привлечь их к ответственности очень сложно.
Резкий рост количества нелегальных перевозчиков начался после 1 января, когда официально на рынок вышли новые участники, а те, кто уже давно работают в городе, лишились части своих маршрутов. Сегодня это было официально признано на совещании в Северо-Западном управлении автодорожного надзора, на котором присутствовали представители правоохранительных органов, комитета по транспорту и сами перевозчики.
Как рассказал заместитель начальника 4-го отдела УГАИ при ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Михаил Иванов, за январь-февраль в адрес ведомства поступило очень много жалоб от населения по поводу нелегальных перевозчиков. При этом значительная их часть касалась так называемого «дублирования маршрутов», то есть ситуаций, когда перевозчик, который после 1 января потерял право на работу на данном маршруте, продолжает делать это наряду с новой компанией, которая пришла после Нового года.
«В основном этим "баловались" компании "Питеравто" и "Третий парк". Например, "Питеравто" дублировало маршруты таких новых перевозчиков, как "Шпунт-Северо-Запад" и "Ярославская транспортная компания"», – рассказал Михаил Иванов. По его словам, из-за этого между водителями возникали стычки, в которых они пытались выяснить, кто будет первым подъезжать к остановке. При этом он признал, что зачастую дело доходило до «мордобоя», пресекать который должны были сотрудники милиции.
Возможно, Михаил Иванов имел в виду историю, случившуюся на улице Пилотов в феврале: тогда, напомним, на водителей компании «Тосно-авто», работающих на 13-м маршруте, напали неизвестные с ножами и кастетами и отобрали у них путевые листы. По словам водителей, напали на них представители компании «Такси-2», которая имеет официальное право на работу на данном маршруте. При этом сама компания «Тосно-авто» является дочерней структурой «Питеравто» – перевозчика, работавшего на данной линии до 1 января 2011 года.
О «Питеравто» на совещании говорили особо. Как рассказал начальник отдела контроля административного делопроизводства комитета по транспорту Константин Кочеров, в течение января-февраля перевозчик дублировал «несколько десятков» маршрутов. Однако в начале марта, по его словам, с предприятием была проведена «определенная разъяснительная работа», и оно практически прекратило нелегальную деятельность. «Они поняли, что мы и есть власть», – отметил он. Правда, вопрос корреспондента «Фонтанки», идет ли речь о том, что комитет по транспорту пригрозил «Питеравто» расторжением договора, если компания не прекратит нелегальную работу, Константин Кочеров оставил без комментариев. Он также не стал уточнять, сколько именно маршрутов дублировал перевозчик.
В течение этих двух боевых месяцев проводились рейды так называемой «летучей бригады» – сотрудников Межведомственной транспортной комиссии (МТК), в которую входят представители милиции на транспорте, комитета по транспорту и других структур. Однако Константин Кочеров признал, что они не всегда были эффективны, так как «нелегалы» узнавали о них заранее – ведь график проверки рассылался по всем структурам, входящим в МТК. «В связи с этим глава комитета по законности и правопорядку Леонид Богданов направил письмо начальнику ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Сергею Бугрову с просьбой закрепить за МТК отдельных инспекторов, не завязанных на районные подразделения. Они будут получать информацию каждое утро, перед выходом на линию», – рассказал Кочеров.
Помимо этого, в ближайшее время в МТК войдут представители прокуратуры и следственного комитета. По словам представителя комитета по транспорту, после этого «летучие бригады» начнут применять более жесткие меры к нарушителям, а именно – изымать их машины в качестве вещественного доказательства и ставить их на штрафные стоянки. При этом эти меры будут применяться как к мелким перевозчикам, не имеющим договора с городом, так и к крупным компаниям, которые, например, занимаются дублированием легальных маршрутов.
По оценке экспертов, юридически данный механизм будет вполне законным – с точки зрения административного права, изъятие транспортного средства будет квалифицироваться как «обеспечительная мера». Дело в том, что сейчас нелегала после составления протокола об административном правонарушении отпускают, и он через какое-то время возобновляет свою работу. Если же машины будут действительно доставляться на штрафстоянки, то это ударит как по бюджету индивидуальных перевозчиков, так и крупных компаний.
Как рассказал «Фонтанке» источник в транспортной сфере Петербурга, пока этот механизм проработан лишь в теории, и никто еще не может прогнозировать, какие трудности выявятся на практике. Однако источник нашего издания признал, что такая практика нарабатываться будет, и в ближайшее время первые нелегальные перевозчики могут лишиться своих машин. Кроме того, по его мнению, скоро может увеличиться количество уголовных дел, возбуждаемых в отношении нелегалов по 238-й статье Уголовного кодекса – «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности».
Несмотря на решительный настрой, представители власти и правоохранительных органов признают, что полностью победить «нелегалов» будет очень трудно. «Надеемся, что к следующему совещанию у нас уже не останется хулиганствующего элемента среди перевозчиков», – шутливо заметил заместитель начальника Северо-Западного управления автодорожного надзора Валерий Иванов после доклада Константина Кочерова. «Этому человеку тогда нужно будет поставить памятник», – грустно заметил на это чиновник.
Поделиться