В четверг, 24 марта 2011 года, комитет Государственной по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел и принял обновленную редакцию поправок в КоАП, суть которых сводится к ужесточению ответственности за многие правонарушения. Главная «изюминка» заключается в том, что нарушать ПДД на территории Москвы и Петербурга станет дороже в несколько раз.
Первое чтение законопроекта под номером 479724-5, авторами которого значатся глава комитета Владимир Плигин, его зам. Александр Москалец и депутат Мартин Шаккум, состоялось 8 февраля 2011 года. Этот документ призван решить поставленную президентом Дмитрием Медведевым задачу по снижению количества пробок на дорогах мегаполисов.
Проект предполагает увеличение штрафов за те нарушения, которые вызывают и способствуют возникновению заторов. Так, например, проезд на красный сигнал светофора подорожает с 700 до 1000 рублей.
Вводится наказание за пересечение стоп-линии при остановке на запрещающий сигнал светофора в размере 800 рублей. Выезд на перекресток в случае образовавшегося затора опустошит карман автовладельца не на 100-200 рублей, а на 500-1000 рублей. Невыполнение требования уступить дорогу ТС, пользующемуся преимуществом, подорожает так же до 1000 рублей.
Езда и остановка на выделенной для маршрутного автотранспорта полосе будет стоить 1500 рублей. Однако сразу возникает вопрос — что делать, если необходимо высадить пассажира? По ПДД водитель имеет право остановиться на остановке для этого на 5 минут или более, а как быть теперь?
Парковка на «зебре» будет стоит 1000 рублей, на местах для инвалидов не 200 как сейчас, а 500 рублей. Остановка вторым рядом или на трамвайных путях теперь будет караться штрафом в размере 1000-1500 рублей. Причем депутаты предлагают отменить финансирование эвакуации из местных бюджетов и переложить ответственность за перемещение машин на правонарушителей.
В случае, если эта поправка будет принята, вполне возможно появление новой волны незаконных и бессмысленных эвакуаций, нацеленных на обогащение конкретных сотрудников милиции. Ведь законно забрать автомобиль со штрафстоянки станет намного сложнее из-за определенных трудностей с оплатой эвакуации. Не секрет, что многие решали подобные вопросы «на месте».
Но самое странное в новой редакции предложения комитета — это введение региональной составляющей в определении размера санкций за правонарушение. Так, по информации газеты «КоммерсантЪ», неправильная парковка на территории Москвы или Петербурга будет стоить невнимательному водителю уже не 1,5 тысячи рублей, а все 5. Подобное увеличение штрафов предполагается за несколько нарушений.
Как отметил Виталий Милонов, председатель комитета по законодательству Петербургского ЗакСа, в северной столице подобные нововведения не обсуждают. Ведь никакого согласия с их стороны не нужно, раз данный вопрос обсуждается в Государственной Думе.
«Придется признать, что жители двух столиц — это люди второго сорта, — сокрушается Владимир Гарнин, адвокат водителя автобуса, попавшего в ДТП на Невском проспекте год назад. — Различные штрафы для разных городов — это прямое нарушение Конституции Российской Федерации. Поэтому принятие подобных поправок — это полный маразм».
Подобного же мнения и вице-председатель комитета по защите прав автомобилистов Александр Холодов: «Это что же получается, скоро убить во Пскове будет «дешевле», чем в Петербурге? Я уже всерьез задумался об обжаловании постановления в Конституционном Суде».
С одной стороны, такие странные меры, как введение территориальной дифференциации ответственности за одни и те же правонарушения, идут вразрез с действующим законодательством РФ. С другой стороны, местные законодатели вполне могут самостоятельно вводить какие-либо повышения штрафов в местном масштабе, но лишь временно. Например, увеличить штраф за неправильную парковку на время уборки снега или во время каких-либо саммитов и т.п.
В любом случае, почти все правозащитники сходятся во мнении, что, прежде чем вводить различные штрафы и ограничения, необходимо дать водителям возможность не нарушать. Но если нет паркингов, и их не строят, то автолюбители так или иначе вынуждены будут бросать машины где попало. Ведь общественный транспорт неудобный, некомфортный и медленный, а значит пересесть на него многие не решатся.
"Мы не законодатели, а лишь исполнители, поэтому не можем дать оценку этому законопроекту, — уточнила Татьяна Зыбина, начальник отдела пропаганды Управления Госавтоинспекции ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. — Но те правила, за которые полагаются внушительные штрафы, водители соблюдают более аккуратно".
Поэтому остается лишь ждать и надеяться, что все «кнуты» в виде штрафов будут сдобрены различными «пряниками», например, дешевыми гаражами, новыми парковками, обновленным автопарком общественного транспорта и т.д. Пока же можно констатировать лишь стремление сделать хоть что-нибудь наспех, не рассматривая ситуацию в комплексе.