Крупнейший в Петербурге оператор сотовой связи - ОАО «Мегафон» - заявил о введении новых принципов работы с абонентами. В опубликованной 12 апреля декларации глава компании Сергей Солдатенков обещает честно информировать клиентов о ценах и условиях предоставления услуг, в том числе оказываемых контент-провайдерами, а также не преследовать клиентов, накопивших долги в роуминге из-за отсутствия объективной информации. Исключить конфликты должна система онлайн-тарификации, на которую в ближайшее время перейдут все операторы «большой тройки».
Заявление «Мегафона» совпало с двумя другими событиями: сегодня утром Владимирский областной суд должен был рассматривать кассационную жалобу этой компании по громкому делу – спору с молодоженами, которые, находясь в свадебном путешествии в Греции, «нажгли» более миллиона рублей. А вчера вступила в силу новая редакция договора, обязательного для всех абонентов «Мегафона»: в нем закрепляется право компании списывать деньги за оказанные за границей услуги через 30 дней.
Предупрежден – значит разоружен
Спор вокруг роуминговой политики операторов «большой тройки» (в нее помимо «Мегафона» входят МТС и «Билайн») длится уже несколько месяцев. В конце октября Федеральная антимонопольная служба констатировала, что операторы не только завышали цены (прежде всего в странах СНГ), но и намеренно не информировали выезжающих за границу абонентов об изменении системы тарификации. В большинстве случаев они использовали так называемый «оффлайн»-биллинг: информация о расходах поступает через сутки и более после оказания соответствующих услуг, а потому счет клиента может оказаться отрицательным. «В итоге абонент, заключивший договор с авансовым порядком расчетов, уверенный, что ему прекратят оказывать услугу связи при нулевом балансе, по приезде домой узнает о возникшей задолженности. Если абонент пользовался услугой доступа в Интернет на большой скорости, счета достигают нескольких сотен тысяч рублей», – констатировали в антимонопольном ведомстве.
Супружеская пара из Владимира купила безлимитный пакет на доступ в Интернет. За границей из-за задержки в списании средств в течение нескольких дней молодожены видели положительный остаток на счете и продолжали скачивать видеофайлы. Выставленный компанией счет превысил миллион рублей, а представители оператора не скрывали намерения изъять в счет его погашения автомобиль и жилье должника. Но в конце февраля районный суд отклонил иск «Мегафона», так как оператор не сообщил потребителю об изменении схемы оплаты услуг в роуминге – с предоплатной на кредитную.
В опубликованной 12 апреля декларации Сергей Солдатенков заявил об отказе от судебного преследования абонентов, которые оказались в подобной ситуации. «Мы отзываем поданные иски и не будем предъявлять новые по взысканию долгов по использованию передачи данных, образовавшихся при нахождении абонентов в международном роуминге», – заявил глава компании.
Сегодня утром юристы «Мегафона» исполнили обещание ее генерального директора: как сообщили журналисту «Фонтанки» в пресс-службе Владимирского областного суда, компания, ранее подавшая кассационную жалобу и настаивающая на взыскании всей суммы с молодоженов, отказалась от иска.
Кроме того, по утверждению Сергея Солдатенкова, оператором запущена информационная платформа, позволяющая при регистрации в новой сети получать сведения, в том числе, об условиях тарификации. Аналогичные системы существовали и у конкурентов, но внедрили их не на «благо абонентов», а принудительно – исполняя вступившее в законную силу предписание антимонопольной службы. Теперь при пересечении границы клиенты должны получать SMS-сообщение о том, что могут уйти в кредит.
Мир онлайн
Ни один из операторов «большой тройки» не ограничился формальным исполнением требований надзорного органа: дабы избежать дальнейших конфликтов, они решили перейти на систему онлайн-тарификации услуг в роуминге, которая в принципе исключает возникновение долгов. Перевести в режим реального времени GPRS-роуминг Сергей Солдатенков обещает в течение ближайших трех месяцев, голосовые услуги будут переходить на онлайн поэтапно.
В «Билайне» (ОАО «ВымпелКом») поясняют, что внедрили такую систему тарификации на GPRS-роуминг еще с середины 2008 года. «Аналогично происходит при тарификации SMS-сообщений и входящих голосовых вызовов. В случае исходящих звонков ситуация отличается – для осуществления онлайн-тарификации мы зависим от наличия на стороне роуминг-партнера специальной платформы. Если ее нет, то тарификация голосовых исходящих вызовов осуществляется только на основании данных от роуминг-партнера, то есть в режиме оффлайн», – констатировали в пресс-службе оператора.
В МТС заявили о введении тарификации предоставляемых за границей GPRS-услуг в режиме реального времени в конце марта. «Это позволит абонентам лучше контролировать свои расходы в роуминге и не уходить в минус или ниже установленного кредитного порога при использовании мобильного Интернета в роуминге, – полагает вице-президент компании по коммерции Михаил Герчук. – Мы убеждены, что запуск онлайн-тарификации сделает путешествия наших абонентов более комфортными и позволит им свободнее пользоваться мобильным телефоном, не опасаясь получить непредвиденно большой счет за связь по возвращении из поездки».
А у TELE2 проблем возникновения и взыскания долгов нет, так как этот оператор всегда использовал только онлайн-систему.
Модифицируя систему биллинга, операторы исключают сразу несколько проблем, в том числе вопрос идентификации абонентов. Ведь зачастую торгующие «симками» дилеры пренебрегают обязанностью проверять паспорт клиента и вписывают в бланки названные им или вымышленные имена и реквизиты. В итоге счета на крупную сумму могут прийти совершенно посторонним людям, а в случае возникновения судебного конфликта операторы не только теряют средства и вынуждены оплачивать собственные административные и юридические расходы, но еще и возмещать моральный вред и судебные издержки пострадавшим и т.д.
Дорогое удовольствие
Также Сергей Солдатенков обещает сделать «максимально прозрачным порядок предоставления дополнительных услуг как со стороны компании «Мегафон», так и со стороны наших партнеров – контент-провайдеров. Вся информация о стоимости услуг доступна абонентам на нашем сайте, по телефону в call-центрах и при заключении договора на оказание услуг связи».
Подобную политику проводят и другие операторы, но по факту при возникновении конфликтов «переводят стрелки» на стороннюю компанию-провайдера, которая оказывает услуги по коротким номерам. Директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков убежден, что эти времена прошли: «Такая позиция сотовых компаний стала влиять на лояльность абонентов и привела к снижению доли доходов от оказания контент-услуг. Это вынудило операторов принимать меры против недобросовестных контент-провайдеров (агрегаторов)».
Павел Нетупский,
Фонтанка.ру