На проезжей части набережной канала Грибоедова от Банковского переулка до Невского проспекта, где недавно уложили гранитную плитку, появились «проплешины» и ямы. Подрядчик возлагает вину на коммунальщиков, которые якобы чересчур рьяно убирали снег. Вскоре после того, как «Фонтанка» заинтересовалась этой проблемой, компания стала в срочном порядке делать гарантийный ремонт, хотя, как утверждают в ГАТИ, ордера на производство работ ей не выдавалось.
Работы по укладке гранитной плитки на проезжей части набережной канала Грибоедова начались осенью 2010 года. Генеральным подрядчиком являлось ЗАО «Производственное объединение "Возрождение"», мощение производилось на участке от Банковской улицы до Невского проспекта, причем как на проезжей части, так и на тротуаре.
Работы производились по специальной программе «Газпрома», одна цель которой – возвращение центру города исторического облика. При этом, как рассказали «Фонтанке» в пресс-службе комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), городское правительство не имеет к распределению средств никакого отношения – этим занимается Ассоциация предприятий дорожно-мостового комплекса Санкт-Петербурга «ДОРМОСТ». По этой программе, например, в 2010 году были вымощены тротуары на Литейном и Владимирском проспектах. По словам директора «ДОРМОСТА» Кирилла Иванова, конкретные адреса, где будет производиться ремонт, определяют «Газпром» и сама ассоциация. При этом государственные органы вмешиваются в процесс на заключительной стадии: как рассказали в пресс-службе КРТИ, приемкой работ занимаются ГУ «Центр комплексного благоустройства» и районные унитарные дорожные специализированные предприятия (ГУДСП).
Работы по укладке плитки на набережной канала Грибоедова производились в декабре при температуре -15 градусов, однако, как заверяют в «ДОРМОСТЕ», это не должно повлиять на качество мощения.
«Такие работы можно производить зимой. Это же не термическая укладка, а каменная: асфальт выходит с завода при температуре 220 градусов, и для нормальной укладки его температура должна быть хотя бы 180 градусов. А плитке не нужно быть теплой: она без битума, не пластична», – рассказал «Фонтанке» директор «ДОРМОСТА» Кирилл Иванов.
Ограничение автомобильного движения по этому участку было официально снято 9 февраля. Однако с наступлением весны этот совершенно новый участок стал выглядеть так, будто на дворе 19 век, и члены партии «Народная воля» только что совершили здесь покушение на царя или какого-нибудь министра: плитка вылезла из ряда, на дороге образовались ямы.
Впрочем, и заказчик работ, которым считается «ДОРМОСТ», и непосредственные исполнители уверены: это не связано с тем, что работы производились зимой. Так, Кирилл Иванов полагает, что недостатки возникли как следствие «агрессивной уборки снега». Такой же версии придерживаются и в ЗАО «ПО "Возрождение"»: «К сожалению, несвоевременная уборка снега привела к появлению неровностей на тротуарах, а снегоуборочная техника повредила гранитные плиты».
Одновременно дорожники утверждают, что, несмотря на восстановление движения по этому участку, сами работы еще не закончены и официально не сданы. Правда, читатели «Фонтанки», которые регулярно пользуются этой дорогой, уверяют, что рабочие оттуда ушли уже давно. И появились они на дороге, по сообщению читателей, лишь во вторник 12 апреля и стали ремонтировать те самые «проплешины».
Любопытно также, что накануне появления рабочих, в понедельник 11 апреля, наше издание заинтересовалось проблемой с плиткой на набережной канала Грибоедова и обратилось с вопросами к «ДОРМОСТУ» и ПО "Возрождение".
«Со сходом снега и повышением среднесуточных температур "Возрождение" приступило к гарантийному ремонту мощения тротуаров набережной канала Грибоедова», – заявил представитель компании утром во вторник (сама гарантия, по его словам, составляет 5 лет).
Однако в Государственной административно-технической инспекции, которая выдает ордера на производство работ и ограничение движения, заявили, что нового разрешения ПО "Возрождение" не выдавали. «К нам они не обращались, а срок действия их ордера на данный участок истек 9 февраля», – заметили в службе информации ГАТИ.
В ПО "Возрождение" отказались назвать стоимость укладки плитки на набережной канала Грибоедова. Впрочем, как рассказал «Фонтанке» руководитель одного предприятия, которое занимается укладкой плитки в городе (он пожелал остаться анонимным), это достаточно дорогое удовольствие. «Стоимость одного квадратного метра гранитной плитки варьируется от 1,5 до 10 тысяч рублей. Плюс еще материалы, необходимые для проведения работ, плюс стоимость самих работ. В итоге набегает достаточно много», – заметил он.
При этом собеседник корреспондента «Фонтанки» уверен, что зимой укладывать плитку можно лишь при сухой погоде, что в Петербурге встречается не так часто. Кроме того, по его словам, нужно заранее произвести все подготовительные работы – демонтаж старого покрытия, положить слои геотекстиля, щебенки и песка. В противном случае весной плитка будет вспучиваться, так как почва начнет оттаивать, и некогда ровный слой станет холмистым.
В этой истории есть еще один вопрос, ответ на который, скорее всего, будет риторическим: зачем плитку укладывать на проезжей части, ведь это превращает езду на автомобиле в специфический аттракцион? В ПО "Возрождение" говорят, что «мощение натуральным камнем как тротуара, так и проезжей части возвращает первозданный облик историческому центру города». Но тогда, наверное, стоит обязать жителей Петербурга ходить в центре исключительно в цилиндрах и кринолинах и ездить по Невскому только в бричках.
Андрей Захаров, "Фонтанка.ру"