На экран Дома кино вышел фильм «Гоп-стоп» – очередная картина Павла Бардина, создателя полузапрещенной «России-88», которой, как шептали в кулуарах, объявил войну лично всемогущий кремлевский идеолог Владислав Сурков.
Странным образом получилось так, что «Гоп-стоп» выглядит вывернутой наизнанку «Россией-88»: на все те опасности, которые Бардин с легкостью обходил там, здесь он напарывается на каждом повороте, сам себя подставляет и выдает с головой. И да, главный вывод - увы, одной надеждой русского кино стало меньше.
Создатели фильма не лукавят, когда говорят, будто «Гоп-стоп» – сказка. При желании можно вооружиться томиком Проппа и проследить, как старательно Бардин блюдет жанр. Главные герои в исполнении Александра Голубкова, а также звезды «Обитаемого острова», сериала «Клуб» и той же «России-88» Петра Федорова – двое недоумков с мелированными челочками, жители города Верхолуйска. В один прекрасный (других у гопников не водится) день они находят в багажнике тачки украинскую проститутку Мэри (Марина Орел) и оба в нее влюбляются. Мэр города гопников не любит, потому с насиженного места недоумков выгоняют вместе с папашей одного из них, криминальным элементом, только что выпущенным из психушки, и примкнувшим соседом-самогонщиком. Барышню чиновники забирают себе на растерзание. Простые пацаны отвечают дубиной народного гнева – уходят в леса и становятся робин-гудами.
Приходится признать: все радости и надежды (а заодно, видимо, и опасения), связанные с Бардиным, возникли из-за того, что в «России-88» была ловко завуалирована авторская позиция. Режиссер замаскировал кино про скинов под домашнее видео, и если возникали какие-то вопросы, Бардин легко переадресовывал вопрошающих к своему вымышленному персонажу с камерой. В «Гоп-стопе» же авторская позиция присутствует слишком явно, и как раз она и тащит весь фильм ко дну. Чересчур уж очевидно, что это мальчик из приличной семьи играет в любимую интеллигентскую игру – восхищается народом-богоносцем и романтизирует его, возлагая на своих малахольных героев непосильную ношу. Вообще, при том, что «Гоп-стоп» фильм очень уязвимый – тут и с китчем даже по гопническим меркам перебор, и сюжет разваливается на куски, - единственная действительно важная претензия к нему именно мировоззренческая.
«Гоп-стоп» – это сказка в самом худшем смысле слова. Здесь всё плоды лихой фантазии, всё придумано самим Бардиным. Он придумал себе злых чиновников, добрых картавых гопников в кепочках, дремучую Русь-матушку. И, как результат, здесь слишком много фальши – сказка под конец становится французским водевилем, в котором слишком уж закрученный сюжет разрешается в один момент явлением «короля-солнца», похожего на премьер-министра. В качестве финала – пляски. Такие проколы не бывают случайностями: когда в фильме режиссера-правдоруба вся сюжетная коллизия решается простым визитом национального лидера (в точности как в Пикалево), это даже вопросов не вызывает. Не говоря уже о восторгах Бардина в адрес «русского бунта», которые сводят на нет всё то, о чем была снята «Россия-88».
Хотя в оправдание Бардина стоит сказать, что фильму еще и с выходом в прокат не повезло. Прошлой осенью, когда состоялась его премьера на фестивале «Текстура» в Перми, в зрительном зале (тем более таком продвинутом, сплошь «фейсбучном») еще можно было найти кого-то, кто искренне вслед за Бардиным уверует в бунт, который принесет хеппи-энд. Какие-то надежды были не только у Бардина – тем более приморские партизаны... А сейчас нет больше партизан – и оттого лезут все белые нитки из «Гоп-стопа», а Бардин в своем одиноком восторге выглядит еще более наивным. С фильмом (вернее, с самим Бардиным) в этом смысле происходит примерно то же, что и с телеканалом «Дождь», который нынче все пинают за предательство демократических ценностей и профессиональной этики. Придумали себе кумира, правдоруба и оппозиционного творца – фактически из ничего, – а когда тот вполне ожидаемо оказался пшиком, горюют. Ну а чего горевать – думать надо было.
Иван Чувиляев,
"Фонтанка.ру"
Фото: «Леополис».
О новостях кино и новинках проката читайте в рубрике «Кино»