Южную часть Летнего сада можно считать утраченной, но северную еще можно спасти, если немедленно остановить затеянные там преобразования. Письмо такого содержания направлено на имя министра культуры РФ Александра Авдеева. Под документом стоят подписи двух уважаемых в городе специалистов в области сохранения культурного наследия, членов совета при комитете по охране памятников — Александра Марголиса и Михаила Мильчика.
Письмо появилось на свет после того, как представители двух общественных организаций — Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) и Международ́ного совет́а по сохране́нию па́мятников и достопримеча́тельных мест (ИКОМОС) - своими глазами увидели процесс и первые результаты реставрации Летнего сада. Общественность вынесла вердикт: это не реставрация, а уничтожение.
«Это не сохранение, а полная перестройка!» - заявляют эксперты. При этом, замечают они, грубо нарушены положения Флорентийской хартии, посвященной методам реставрации исторических садов: один из ее основополагающих принципов гласит, что никакое время не может быть предпочтительным, необходимо уважать все стадии эволюции таких объектов. Иными словами — ради восстановления прошлого облика исторического парка нельзя уничтожать его настоящее.
Однако при реставрации Летнего сада, отмечают эксперты, за основу была взята реконструкция совершенно конкретного периода — елизаветинского, а про остальные 250 лет авторы проекта попросту «забыли». При этом новоделы, имитирующие «затеи» XVIII века, реставраторы смело совместили с фельтеновской решеткой, изготовленной в 1770–1784 годах, и кофейным домиком Росси.
Масштабы нового строительства в Летнем саду, отмечают эксперты, почти беспрецедентны - из 27 зданий и сооружений на территории сада 19 будут построены заново, только один из откопанных археологами фонтанов — «Лакоста» — законсервирован (для сохранности над ним поставят современный павильон), все остальные соорудят заново. И, по мнению главы петербургского отделения ИКОМОС Сергея Горбатенко, в Летнем саду создается «временной винегрет» из останков подлинного, периода XIX века, и множества фальшивок — заново отстроенных без всякого научного обоснования петровских «затей», которые были утрачены еще к концу XVIII века.
Так, уже отстроенная на 80 % Малая оранжерея выполнена весьма приблизительно. Единственным источником для ее воссоздания, поясняет замдиректора НИИ «Спецпроектреставрация» Михаил Мильчик, послужил фрагмент плана Петербурга, выполненный Сент-Илером. «Никакой иконографии, фиксации облика не сохранилось, так что обошлись отсылками к известным аналогам — ни о каком подлинном облике и речи быть не может. Это просто очень приблизительная «реплика на тему», - считает он. С нуля — и столь же приблизительно, как и Малая оранжерея, — выполнен и Коронный фонтан.
При этом нельзя сказать, что научных споров в период подготовки проекта реконструкции Летнего сада не было — от замечаний специалистов попросту отмахнулись. Хотя под давлением общественности и не стали переносить памятник Крылову, но от идеи устройства боскетов (замкнутых пространств, окруженных со всех сторон зелеными стенами из деревьев, кронам которых с помощью стрижки придается определенная форма), несмотря на все возражения экспертов, не отказались. Таким образом, памятник, установленный в 1855 году, будет окружать «зеленая рамка», стилизованная под XVIII век.
От восстановления боскета «Птичий двор» авторы проекта все же обещали отказаться, учитывая критику Совета по сохранению культурного наследия, но обещание не выполнили. В итоге на выходе из сада уже красуется сооружение, включающее (помимо живой изгороди) фонтан, павильоны «Голубятня» и «Соболиные клетки», соединенные ограждением на кирпичном цоколе и железобетонном фундаменте. Современная «Голубятня» построена из газобетонных блоков, и располагаться в ней будут санузел и электрощитовая. А вот никакой живности, как в XVIII веке, на «Птичьем дворе» не появится — здесь будет экспозиция археологических находок.
Вызывает у экспертов беспокойство и сохранность Петровского дворца — ради создания музейного объекта «Гаванец» у стен исторического здания сняли полутораметровый культурный слой. «В процессе работ оказался обнажен и фундамент здания, но при этом никаких инженерно-укрепительных действий не предпринимается. И, как нам сказали в руководстве музея, не будет в ближайшем будущем, — отмечает Михаил Мильчик. - нет средств. Нам пообещали, что новые инвестиции могут поступить не раньше 2013 года».
Заметим, что это письмо - уже второе, посвященное теме нелегкой судьбы Летнего сада, которое направляют министру культуры петербургские эксперты. «Я уже писал об этом две недели назад, от своего имени, - пояснил корреспонденту «Фонтанки» Сергей Горбатенко. - Новое обращение я не подписывал, но текст со мной согласован. Так что можно смело сказать: это — совместное заявление ВООПИиК и ИКОМОС».
В Русском музее, в комплекс которого входит Летний сад, тревоги общественников не разделяют. Как уже писала «Фонтанка» , сад обещают открыть для посетителей в мае 2012 года. По словам директора Государственного Русского музея Владимира Гусева, сейчас осталось отреставрировать всего двенадцать скульптур из двухсот одной. «Ремонт будет закончен в декабре этого года, но еще понадобится около 5-6 месяцев на так называемый тестовый режим работы», - объяснил заместитель директора Русского музея по комплексной реконструкции и капитальному ремонту Владимир Баженов.
Паника общественности, заверяют реставраторы, лишена всяких оснований. На сегодняшний день выполнено около 55 % от запланированного объема работ. Как отмечает главный хранитель Русского музея Иван Карлов, «ремонт проходит быстрее, чем предполагалось». Главным достижением представители музея называют археологические работы, благодаря которым эксперты смогли полностью воссоздать исторический облик сада и его планировку.
Правда, там признают, что полученные данные учитываются при ремонте не в полном объеме. «Мы делаем микс из того, что было, и того, что предложили наши специалисты, - отметил Баженов. - Это будет сад не XIX или XX века, а XXI».
Так что, судя по всему, эксперты не правы — вместо любимого горожанами Летнего сада нас ждет не «временной винегрет» с фальшивками и новоделами, а «инновационный парк» нового столетия...
Справка:
Реставрация Летнего сада началась в феврале 2008 года. По проекту предполагалось воссоздать ландшафтную архитектуру сада рубежа XVIII-XIX веков, а оригиналы скульптур заменить копиями — ради безопасности. И, как обещал Михаил Швыдкой, возглавлявший в то время Роскультуру, в саду «появится нормальная музейная безопасность: жесткая охрана и видеонаблюдение для защиты от вандалов». Закрыть для посетителей Летний сад планировали только на один сезон — реставрационные работы должны были завершиться к концу 2010 года.
Первоначально на реставрационные работы предполагалось выделить из федерального бюджета 4 миллиарда 487 миллионов рублей, но уже через две недели после объявления конкурса эту сумму откорректировали до 2 миллиардов 300 миллионов рублей (по просьбе Минкультуры). На сегодня, как заявил во время визита общественников Владимир Гусев, освоено 70 % от всего объема запланированных средств.
Кира Обухова, "Фонтанка.ру"