Документ предусматривает наказание за самовольную установку или использование ограждений и иных конструкций для обозначения (выделения) мест в целях размещения, остановки, стоянки транспортных средств. Причем практически независимо от места установки – на проезжей части автомобильных дорог, в местах ее расширения, на тротуарах, дворовых или иных территориях общего пользования.
Таким образом, вне закона оказываются активно применяемые парковочные барьеры, столбики, загородки и иные, в том числе нестационарные, устройства, ограждающие место «приватной» парковки. Незаконными признаются и аналоги дорожных знаков (вроде таблички «Только для клиентов...»), которые также часто можно увидеть на городских улицах.
За сам факт установки подобных ограничителей соответствующая организация может быть оштрафована на сумму от 20 до 50 тысяч рублей. Для граждан установка или даже использование барьера обойдется в сумму от тысячи до пяти. В то же время за впервые выявленное нарушение может быть применена и ничтожно малая мера наказания – предупреждение.
Напомним: городские власти время от времени объявляют в СМИ о старте войны с "приватизацией" парковочных мест, однако и заборчики, и столбики появляются через сутки-другие на тех же местах, с которых их увозят. Что говорить, таблички с надписью "Только для машин..." стоят перед зданиями многих комитетов городской администрации.
Кроме того, вносимые поправки уточняют понятие «газона»: по действующему закону размещение на нем даже частного автомобиля также карается штрафом до пяти тысяч рублей, однако отсутствие четкого определения позволяло наказывать поставивших автомобиль на пустыри или иные участки. Отныне решено признавать газоном поверхность, ограниченную бортовым камнем (поребриком) или иным искусственным ограничителем, покрытую травянистой или древесно-кустарниковой растительностью либо предназначенную для озеленения.
Новый городской закон вступит в силу через десять дней после официального опубликования. В настоящее время документ находится на подписании у губернатора Санкт-Петербурга.
В то же время не исключено, что градоначальница откажется подписывать одобренный парламентариями закон. Ведь почти
идентичную поправку депутаты приняли еще 1 декабря прошлого года. Но губернатор наложила на нее вето, так как ответственность за создание помех в дорожном движении установлена Кодексом РФ об административных правонарушениях, и региональные власти не вправе принимать соответствующие правовые акты. Кроме того, возвращая депутатам принятый ими закон, Валентина Матвиенко указала, что входящими в состав общего имущества жилых домов дворовыми территориями распоряжаются общие собрания собственников квартир. Следовательно, город не вправе вводить административную ответственность за установку ограждений на дворовых территориях.
Однако за прошедшие месяцы ситуация серьезно изменилась: 6 мая вступают в силу многочисленные поправки в федеральное законодательство, регулирующие дорожное движение. В частности, к компетенции региональных властей будут отнесены вопросы создания и обеспечения функционирования платных или бесплатных парковок (парковочных мест), в том числе на автомобильных дорогах общего пользования. Изменения позволяют петербургским законодателям ввести жесткий контроль за установкой барьеров, решеток, «крабов» и иных ограждений.