В Театральной академии и Малом драматическом театре – Театре Европы сегодня по случаю 65-летия чествуют человека исключительного уровня профессионализма и редчайшего по нашим временам масштаба личности, Валерия Николаевича Галендеева.
В Театральной академии Галендеев возглавляет кафедру сценической речи, а в МДТ его должность называется заместитель художественного руководителя. Но сами по себе должности, конечно, ни о чем не говорят. Валерий Николаевич – из тех людей, которые, однажды войдя в аудиторию к студентам, раз и навсегда занимают в сознании каждого из них место Учителя – в том почти мифологическом смысле, который в наши дни сохранился только на Востоке. Сказать, что Галендеев исправляет говор – уральский, сибирский, харьковский, учит говорить так, как того заслуживает великий русский язык, превращает речевой аппарат в почти что музыкальный инструмент и учит актеров извлекать из него чистейшие звуки, – будет правдой, но тоже неполной. Галендеев для каждого находит слова – иногда мучительные, иногда сочувственные, иногда ироничные, – но которые непременно побуждают к художественным поискам и в конечном итоге влияют на структуру личности, упорядочивают ее, выстраивают.
Нет такого актера МДТ, который не мог бы сходу рассказать десятки историй, связанных с Галендеевым. С кем-то он полночи проговорил о не слишком получившейся роли – и она вдруг словно начала вызревать заново, кого-то за время обязательного получасового тренинга перед спектаклем исцелил от стресса, кого-то отстоял, когда сам Додин хотел снять с роли, всем без исключения дал понимание того, что организовать собственную речь означает организовать сознание, миропонимание – увидеть реальность новыми глазами.
Легендарная театральная работа Валерия Галендеева – создание речевого образа спектаклей по прозе Федора Абрамова «Дом» и «Братья и сестры». В данном случае, ему пришлось делать обратное тому, что педагог по речи делает обыкновенно – надо было научить актеров северороссийскому говору, а в результате на сцене возникла музыка народного языка и невиданная до того достоверность языка театрального.
Галендеев не устает смотреть спектакли, сравнивать работу актеров – в одном и том же спектакле и в разных – и восхищается, как ребенок, когда не находит в одной роли следов другой.
У него самого – раскатистый, мощный баритон, который слышен за версту, харизма великого оперного певца и вулканический темперамент. А между тем, в том живом, а потому в высшем смысле неспокойном театральном организме, каким является МДТ, Галендеев изначально и совершенно сознательно играет роль человека, который то снайперски точным ответом на вопрос, то даром убеждения, то умением слушать и слышать, способен вернуть всякой взрывоопасной ситуации стабильность.
Галендеев красив, умен, не по-сегодняшнему гармоничен и мудр. Он частенько вспоминает слова Станиславского о том, что актер должен не только звучать, но и излучать. При этом сам Галендеев излучает надежную, конструктивную энергию. Он не скупится на иронию и никогда не впадает в патетику. Но у него получается говорить весомо и основательно, как говорят люди, со всей ответственностью взявшие на себя труд вести за собой. Вместе со Львом Додиным он отстаивает позиции театра большой литературы и выдающихся героев. А сам он уже давно стал и остается героем для тех, кому посчастливилось стать его учениками и друзьями.
Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»
Фото из архива МДТ – Театра Европы
О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»