Покупатели и продавцы недвижимости в Петербурге оказались заложниками проводимой уже несколько лет административной реформы. Для сдачи документов в управление Росреестра приходится отстоять многочасовые очереди, и предъявить претензии к чиновникам у нас нет права. Участники рынка называют причиной неудобств неэффективную работу самого ведомства. Тем временем в управлении ожидают назначения нового руководителя: взамен ушедшей в отставку Волчецкой прочат ее зама.
Покупатели и продавцы квартир, комнат, и другой недвижимости в Петербурге оказались заложниками проводимой уже несколько лет административной реформы. Для сдачи документов в управление Росреестра (ФРС) приходится отстоять многочасовые, а то и многодневные очереди. Предъявить претензии чиновникам у них нет права: ранее действующий регламент утратил силу, а новый – еще не утвержден. Участники рынка называют причиной неудобств неэффективную работу самого ведомства. Тем временем в управлении ожидают назначения нового руководителя: взамен ушедшей в отставку Галины Волчецкой прочат ее зама - Марию Мельникову.
Тем временем законодатели планируют ввести штрафы (до трехсот тысяч рублей) для самих собственников (граждан и организаций), которые своевременно не зарегистрировали права на недвижимость (например, полученную по наследству квартиру) – законопроект об этом был внесен в Госдуму 10 мая. По мнению его разработчиков, затягивая этот процесс, недобросовестные владельцы уклоняются от уплаты налогов: фактически они предоставляют сами себе беспроцентные кредиты за счет бюджета и добросовестных налогоплательщиков, избегая любой - налоговой, административной и уголовной - ответственности.
Жизнь по талонам
Многие петербуржцы, вынужденные тратить десятки часов, дабы попасть к заветному окну, связывают возникшие проблемы с переездом регистрирующего органа в Единый центр документов (ЕЦД). Хотя на самом деле у заявителей появился выбор: стоять в очереди или, оплатив официально услуги коммерческой структуры по подготовке документов, избавить себя от нервотрепки. Можно также воспользоваться альтернативными способами отправки документов.
По словам Марии, пытавшейся зарегистрировать право полученную по наследству квартиру, обращение в ФРС стало пыткой: «Чтобы успеть взять талончик, приходится в 6 утра занимать очередь - и не факт, что в 9:30 ты будешь счастливым обладателем заветного номера. Еще на улице формируются незаконные списочные очереди, агенты просто не дают обычным людям прорваться к стойкам с талонами. Дополнительные талоны могут появиться часам к 16-17, а потому приходится сидеть с 9, а то и с 6 утра. На талоне даже приблизительно не пишется время приема, а окно ожидает клиента на более 3-х минут. Если отлучился – не примут, сам виноват, ожидай до конца приема основных талонов.
Иначе говоря, очередь быстро обросла «серыми» посредниками, от которых ФРС не избавилась и после переезда.
В самом Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (Росреестре) не отрицают наличие проблем, но говорят, что пытаются их разрешить: «Сегодня перед управлением стоит сложная задача – повышения качества и доступности предоставляемых государственных услуг в условиях ограниченного финансирования и дефицита квалифицированных, ответственных и заинтересованных кадров, – поясняет Мария Мельникова, заместитель руководителя ГБР. – Ежедневно выдается до 600 талонов – это количество обусловлено, прежде всего, количеством сотрудников на приеме документов. Ведь талон является гарантией того, что заявитель будет обслужен в тот же день. Наши специалисты следят за тем, чтобы талоны для тех, кто обращается со своими документами самостоятельно, можно было получить постоянно в течение всего дня».
Кроме того, по ее словам, в порядке живой очереди (без талонов) происходит выдача всех документов, подача дополнительных материалов и заявлений на исправление технической ошибки. Отдельные окна оборудованы для приема документов от льготных категорий граждан.
Руководство управления намекало, что сложности в работе усугубились на фоне переезда. Впрочем, это предположение вызывает сомнение. В районных подразделениях ФРС, оставшихся на своих местах, примерно та же картина с очередями. ЕЦД предоставил управлению почти в два раза больше площади, чем по старому адресу на Галерной, и 60 окон, из которых реально задействовано едва ли больше половины. (В пятницу 13 мая их работало 28.)
Хотя мы выполнили все условия как арендодатели, трудности, с которыми сталкиваются заявители при регистрации документов в управлении ФРС, негативно влияют на наш имидж, - говорит Вячеслав Мартынов, директор Единого центра документов. - Наша идея проста: создать для госорганов, предоставляющих услуги, и для граждан, приходящих за этими услугами, комфортные условия. Мы даем льготную аренду, площади и создаем сопутствующий сервис. Следить за качеством работы государственных органов мы не вправе. Мы контролируем коммерческий сервис, располагающийся на нашей территории. Если этот сервис некачественный – мы меняем коммерсантов по конкурсу.
Например, мы создали полный цикл услуг, связанных с недвижимостью: банк, дающий ипотечный кредит, подбор объектов, нотариус, депозитарий для безопасного проведения расчетов по сделкам. По сути – это то самое единое окно, о необходимости которого говорят чиновники. Дело за ФРС. Гражданин может напрямую обратиться в ФРС, или с помощью специалистов оформить документы для подачи на регистрацию в «Едином центре недвижимости», что снижает риск приостановки процедуры. Напрямую в ФРС идет до 2,5 тысяч человек в день, обращаются за коммерческой услугой в 10 раз меньше.
При этом, независимо от бесплатного пути, обращения к коммерсантам за помощью в подготовке документов или услугам посредников с улицы, сроки регистрации затягиваются и достигают двух месяцев. В результате страдают и крупные застройщики, и рядовые граждане, которые не могут завершить сделки в необходимое время.
- Мы готовы помогать ФРС: дать новые площади, открыть дополнительные окна. Но мы не можем повлиять на то, чтобы и те, которые есть, работали. Сейчас наша охрана вынуждена наводить порядок в очереди, штурмующей управление, - объяснил Мартынов.
Один из профессиональных участников рынка, пожелавший остаться анонимным, говорит, что управление оказалось просто не готово к оживлению после кризиса строительного сектора. Да и зарплата инспекторов, принимающих документы – 13000 рублей – не способствует комплектованию кадров. Еще один собеседник выразился более жестко, охарактеризовав ситуацию как бегство кадров, а не текучку. Отработав несколько лет, бывшие сотрудники ведомства устраиваются на работу в риэлторские агентства или открывают собственный бизнес.
Галина Волчецкая нашла работу в крупнейшем строительном холдинге региона и теперь злые языки говорят, что ЛСР не столкнется с проблемой регистрации объектов. С назначением Мельниковой перемен в работе ведомства не ожидают.
Виртуальная недвижимость
В ФРС напоминают об альтернативных способах удаленной подачи документов, использование которых позволит сэкономить время и силы. Это почта и интернет-сервис.
Отправить документы ценным письмом с описью вложения можно уже больше года – такую возможность законодатели предоставили 1 марта 2010 года («Фонтанка» первой писала об этом). Однако до похода в отделение связи желающим зарегистрировать недвижимость предстоит обратиться к нотариусу – только удостоверенные им документы ФРС принимает в конвертах. Такой способ удобен, в частности, для участников «дачной амнистии» – достаточно заверить только заявление, что обойдется примерно в 300-400 рублей (100 рублей официального тарифа и еще 200-300 за навязанные «технические» работы). А вот за удостоверение сделки купли-продажи, например, двушки за 4 млн рублей нотариус потребует заплатить минимум 15-20 тысяч.
С 1 апреля этого года сведения по расположенным в Санкт-Петербурге объектам недвижимости или Государственного кадастра недвижимости можно запросить через портал электронных услуг Росреестра. После оплаты соответствующей пошлины заявитель получает документ в электронной или бумажной форме (почтой). Только за первые три с половиной месяца этого года сервер предоставил почти 120 тысяч выписок.
Также предлагается скачать специальное программное обеспечение: оно позволяет предварительно подготовить данные для регистрации, которые в электронном виде принимаются в специально отведенных окнах. «За четыре месяца прошлого года принято более 26 тысяч пакетов документов на электронных носителях, в первом квартале этого – уже больше 30 тысяч», – констатирует Мария Мельникова.
Бои без правил
Однако для большинства продавцов и покупателей квартир именно визит в ФРС остается основным способ подачи документов на регистрацию. При этом у петербуржцев нет оснований предъявлять претензии к Росреестру даже если они будут стоять по очереди месяцами.
Еще год назад это было возможно: утвержденный Министерством юстиции РФ административный регламент определял, что максимальное время ожидания в очереди при подаче документов на госрегистрацию прав не должно превышать 45 минут, при получении документов – 15 минут, на консультацию – 30 минут и т.д. Однако полтора года назад регистрирующее ведомство было в очередной раз реформировали и передали в подчинение Министерства экономического развития РФ, а потому в сентябре 2010 года прежний административный регламент утратил силу.
Вместе с ним посетители лишились прав на качественный сервис. Проект нового административного регламента был разработан и опубликован осенью минувшего года: в нем также детально прописываются все процедуры, включая время ожидания (25-45 минут) и даже требования к «шаговой доступности» отделений Росреестра от остановок общественного транспорта и обязательное оборудование всего маршрута информационными указателями (к чести ЕЦД, они уже имеются). Однако документ до сих пор не утвержден и в ведомстве не смогли пояснить судьбу долгожданного регламента.
Вряд ли вступление в силу нормативного акта сразу ускорит прохождение очереди. Впрочем, у заявителей появится право не только требовать от ФРС выполнения регламента, но и получать компенсацию.
«Возмещение убытков со стороны госоргана теоретически возможно, но только в судебном порядке и только в тех случаях, когда со стороны госоргана допущено нарушение установленной законом процедуры, - констатирует Валентина Бейцюк, старший юрист юридической компании Pen&Paper. - Оно может выражаться как в принятии незаконного решения, так и в совершении незаконных действий или бездействии. При этом пострадавший должен доказать факт нарушения, размер понесенных убытков, морального вреда. Положительная судебная практика по таким требованиям крайне ограниченна».
Адвокат Наталия Сибгатулина также отмечает, что законодательством предусмотрена потенциально возможность взыскать компенсации за несвоевременное обслуживание, но реальной практики нет.
Выводы экспертов подтверждаются судебной практикой. Например, петербуржец Зайвий подал документы в ГБР на продажу купленной на ипотечный кредит квартиры, но регистрация вместо месяца (этот срок установлен федеральным законом) продолжалась почти два. Пострадавший от задержки подал иск о взыскании дополнительно выплаченных кредитору процентов, однако суд не усмотрел причинно-следственной связи между убытком и совершенным регистрирующим органом нарушением. В конце апреля Санкт-Петербургский городской суд подтвердил обоснованность такого решения.
По словам Марии Мельниковой, ожидается открытие дополнительных окон в ЕЦД, а также организация приема-выдачи документов от граждан на базе многофункциональных центров предоставления государственных услуг (МФЦ). Кроме того, посетителям рекомендуется выбирать для визита, например, среду или в пятницу: «По нашим наблюдениям, максимальная активность заявителей приходится на субботу, вторник и четверг», – констатировали в ведомстве. Неприемные дни в ГБР – воскресенье и понедельник.
Павел Нетупский, «Фонтанка.ру»