«Фонтанке» стали известны подробности того, как в будущем в Петербурге будут строиться новые дороги: в комитете по инвестициям и стратегическим проектам в общих чертах подготовили проект закона о «контракте жизненного цикла», по которому подрядчик будет отвечать и за строительство, и за эксплуатацию дороги, а город будет выплачивать ему деньги в течение 7-10 лет. Причем, сумма выплат может измениться в меньшую сторону в случае выполнения некачественных работ.
Так называемый «контракт жизненного цикла» (КЖЦ; от английского life cycle contract), разработанный и успешно применяемый на Западе для строительства дорог, давно будоражит умы петербургских чиновников и воспринимается ими как панацея от второй (после дураков) вечной российской беды. В настоящее время проект соответствующего закона уже в общих чертах подготовлен специалистами комитета по инвестициями и стратегическим проектам. «Фонтанке» удалось познакомиться с его концепцией.
В целом проект напоминает то, что уже используется на Западе. Согласно ему, Смольный не будет выделять деньги подрядчику сразу после заключения контракта: для проектирования и строительства дорог компаниям придется либо привлекать собственные средства, либо заемные. При этом, помимо строительства, подрядчик должен будет еще и эксплуатировать дорогу в течение 7-10 лет, то есть отвечать за текущий и капитальный ремонт, а также за содержание дорожного полотна.
Город начнет выплачивать деньги после официальной сдачи дороги, однако поступать они будут не сразу, а равными долями в течение всего срока эксплуатации. Периодичность выплат будет различной – в одних случаях средства будут переводиться каждый месяц, в других каждый квартал. При этом в контракте будут прописаны штрафные санкции для тех, кто, например, слишком часто ремонтирует недавно сданную дорогу. Иначе говоря, размер выплат напрямую зависит от того, как была построена дорога, что, по мнению разработчиков проекта, будет стимулировать подрядчиков работать качественно.
Именоваться новый вид договора будет не «контракт жизненного цикла», а «долгосрочный контракт на выполнение работ с длительным производственным циклом в отношении автомобильных дорог». Использоваться он будет только при строительстве новых магистралей – при ремонте улиц будут применяться традиционные механизмы оплаты. Но и для новых дорог он не станет обязательным: как объяснили в комитете по инвестициям и стратегическим проектам, он будет применяться лишь к определенным проектам. Напомним: ранее председатель комитета Алексей Чичканов говорил, что пилотным объектом, реализованным по такой схеме, станет развязка на Пироговскую набережную при съезде с Сампсониевского моста.
Конкретный срок, когда будет готов проект, в комитете по инвестициями и стратегическим проектам пока не называют. Однако известно, что после его принятия комитет по развитию транспортной инфраструктуры должен будет еще и подготовить типовую форму контракта – об этом сообщили в пресс-службе ведомства.
Как отмечают эксперты, в случае принятия данного проекта Петербург станет одним из первых регионов России, где разработана отдельная схема для КЖЦ. По словам генерального директора НП «Альянс строителей и поставщиков дорожного комплекса» Юрия Агафонова, хотя о возможности применения КЖЦ в нашей стране заговорили несколько лет назад, сейчас строительство дорог по такой схеме регулируется законом «О концессиях» и дополнительные законодательные акты отсутствуют. Да и самих проектов немного – пока на основе КЖЦ планируется лишь построить два участка высокоскоростной дороги между Москвой и Петербургом.
Между тем, по его словам, в Европе «контракт жизненного цикла» используется очень активно: так, в Великобритании с помощью КЖЦ строится и ремонтируется до 90% дорог. Правда, он отмечает, что окончательно говорить о том, идем ли мы по собственному пути или выдумываем что-то свое, можно будет лишь после принятия окончательного варианта проекта.
Кроме того, эксперты указывают, что принятие аналога КЖЦ не избавит нас от проблем с некачественными дорогами. «В Финляндии КЖЦ использовался пока только на двух объектах, так что не стоит видеть в нем панацею. Такой вид контракта следует применять только при наличии 3 условий. Во-первых, если у государства не хватает средств для строительства объектов инфраструктуры, то есть если необходимо привлечение частных инвестиций (у финнов не было бюджетных средств на строительство крупных объектов). Во-вторых, его нужно использовать на объектах стоимостью более 100 млн евро, то есть там, где есть большие финансовые риски. В-третьих, если компания хочет применять инновационные технологии – ведь КЖЦ стимулирует подрядчиков экономить», – говорит директор российского фонда «За европейскую безопасность российских автодорог» Евгений Малинин (считается, что его фонд и ввел понятие «контракт жизненного цикла» для российских дорожников).
Кроме того, эксперты опасаются, что петербургский вариант КЖЦ останется просто красивым проектом, который никак не используется в реальности: инвесторы просто не захотят ввязываться в такие новые и рискованные начинания и ждать, пока город возместит их затраты или они окупятся с помощью введения платного проезда.