Намерение городского правительства цивилизованно перерабатывать городской мусор обречено на очередной провал. Такое мнение единодушно высказывают «зеленые» и эксперты «мусорной отрасли». Избежать провала проекта можно только одним способом — пересмотреть тарифы по вывозу и доставке бытовых отходов и наладить, наконец, систему раздельного сбора мусора.
Мусороперерабатывающий комплекс, который должен через два года появиться в Янино, построит простое товарищество Helector S.A. - Aktor Cjncessions S.A. - Aktor S.A. Инвесторы намереваются перерабатывать бытовой мусор в продукт под названием «стабилат», который будут продавать, чтоб окупить свои затраты. То, что останется после переработки (около 22-25% от всех отходов), будут закапывать в виде брикетов на действующих городских полигонах в Новоселках и Новом Свете (оба расположены в Гатчинском районе), а также в Никольском (Тосненский район), строительство которого пока еще не начиналось.
Весь мусор будет сортироваться прямо на заводе с помощью оптического сепаратора, поэтому петербуржцам не придется задумываться о раздельном сборе отходов. И именно этот пункт настораживает «зеленых» больше всего. «Оптическая сепарация — прекрасная вещь, когда она происходит где-нибудь в Германии, - прокомментировал Алексей Киселев, эксперт «GreenPeace-Россия». - Там это действительно получается замечательно — семь линий переработки, двадцать семь видов мусора... Но в нашей стране для переработки придется отделять кастрюлю щей от пластиковой бутылки, причем мусор еще будет лежалый, плотно спрессованный и, к тому же, сырой. Мне трудно представить, какой конечный продукт получится на выходе».
К тому же, как отмечает эколог, непонятно, кому Helector рассчитывает сбывать получившуюся в результате переработки продукцию. «В нашей стране любое топливо должно получить сертификат, а при очень жестких нормативах, которые диктует закон «Об охране атмосферного воздуха», получить этот документ довольно сложно, - рассказывает Киселев. - И, если топливо будет содержать какие-то примеси, то разрешение греки на его поставку вряд ли получат».
Эколог напоминает о том, что в Москве около трех лет назад власти намеревались построить подобный мусороперерабатывающий завод, аналогичный тому, который создается в Янино. «Но исследование мусора, скопившегося на московских свалках, показало, что в топливе будет содержаться 406 опасных для человека соединений, - добавляет Киселев. - Поэтому, если топливо из Янино все-таки будут поставлять на какие-нибудь периферийные ТЭЦ, например, в Пикалево, то мы получим в атмосфере полную таблицу Менделеева». Возможен, рассуждают в GreenPeace, и другой вариант — брикеты гранулированного топлива будут складированы все на тех же, уже существующих, мусорных полигонах.
Вызывают планы греческого концерна сомнения и у поставщиков гранулированного топлива. «Ничего у них не получится, - категорично заявил Дмитрий Фомин, владелец завода «Пром-Эко». - Прежде всего мусор придется сушить, потом тщательно сортировать, но полностью очистить его от ненужных примесей практически нереально, а требования у покупателей очень жесткие». «Они просто разорятся», - полагает эксперт и приводит в пример проблему, с которой столкнулся лидер рынка по производству топлива из древесных отходов — компанию «Роспилолес»: «У них в сырье для переработки оказалось очень много березовых опилок, а эта древесина содержит азот. Причем неизвестно — опасна такая концентрация азота или нет, но нормативам она не соответствует, в итоге с «Роспилолесом» просто разорвали контракты. А уж топливо из бытового мусора тем более будет восприниматься очень настороженно».
Причем, как отмечает Фомин, спроса на пеллеты в России практически нет. «Зимой я до 70% продукции поставляю в скандинавские страны, - рассказывает он. - Летом, правда, появляются покупатели и в России — до 40-50% скупает частный сектор. Но крупные потребители в нашей стране пока не готовы переходить на эти виды топлива. «Не знаю, кому Helector намеревается их продавать», - пожимает плечами эксперт.
Возникает и проблема с доставкой мусора к месту его переработки. Экономика процесса такова, что перевозчикам выгоднее доставлять отходы, минуя перерабатывающие комплексы, прямо на свалку. В итоге действующий опытный завод по механической переработке бытовых отходов уже три года работает на 40% своей мощности из-за недопоставки мусора. Уже два с лишним года новый комплекс в Обухово, рассчитанный на переработку 100 тысяч тонн отходов, вообще простаивает — с момента постройки на предприятие не поступило ни единого грамма мусора, и в городе поговаривают о том, что владельцы предприятия сейчас намерены продать свою собственность. Между тем, концерн Helector намерен перерабатывать 350 тысяч тонн отходов ежегодно, и городские власти обещают обеспечить ему требуемое количество «сырья». Если это условие окажется невыполненным, то город компенсирует инвестору недопоставки — с помощью субсидий из бюджета, то есть, из кармана петербуржцев.
«Проведение очередных конкурсов в Петербурге на право строительства мусороперерабатывающего завода - показатель беспомощности правительства в отношении существующих проблем с отходами, считает директор ГК «Размах» Игорь Тупальский. - Рядом куча показательных примеров Германии, Финляндии, Великобритании, где строительство современнейшего завода будет стоить около 30 млн евро. Какой сумма строительства выйдет у нас, не скажет никто, но самое главное, что завод не сможет нормально функционировать при отсутствии нормальной регулирующей системы. Это будут выброшенные деньги в рамках ГЧП». «Еще и вопрос к самой сути ГЧП - через 25 лет завод передается государству. Но через 25 лет устареет все оборудование, и государство не будет его менять, в итоге на балансе города будет очередной неэффективный балласт», - замечает эксперт.
И профессионалы «мусорного рынка», и эксперты GreenPeace единодушны: пока не изменится непрозрачная система контроля за образованием и размещением отходов, внесением платы за негативное воздействие на окружающую среду (то есть, пока госорганы заинтересованы просто пополнять бюджет по вышеперечисленным статьям, но не заботиться об экологии и качественной переработке), никакое строительство хоть десяти современных заводов ни к чему не приведет. Сейчас, по подсчетам экспертов, в переработку поступает не более 4% отходов.
Напомним, идея борьбы с бытовым мусором в Петербурге рассматривается, начиная с 2007 года. Первым поднял эту тему Александр Полукеев, занимавший в то время пост вице-губернатора Санкт-Петербурга. Он предложил построить мусоросжигающий завод — некое безотходное производство: из получаемой золы можно было бы изготавливать универсальный наполнитель для железобетона, по определенной технологии получать состав угля и поставлять продукцию предприятиям энергетического комплекса. Но выяснилось, что реализация этого проекта просто невыгодна, так как существующая тарифная сетка, по которой принимают отходы, не окупает логистические затраты. Иными словами - задумываться о безотходном производстве невыгодно на уровне «владельца» отходов, которому придется тратить большие средства на транспортировку мусора.
В том же 2007 году УК «Квантум», созданная бывшими офицерами ВМФ, заявила о наполеоновских планах по строительству нескольких мусороперерабатывающих заводов. На первом этапе планировалось создать комплекс в Обухово, на втором — в 2008-2010 годах — на месте действующего полигона Новоселки. «Квантум» обещал привести в город крупнейших западных инвесторов и полностью наладить систему безотходной переработки мусора.
«Квантум» планировал охватить весь цикл переработки мусора. Во Фрунзенском районе компания собиралась установить на 280 (из 320 в районе) мусорных площадках свои контейнеры. По словам главы компании Вадима Герасимова, контейнеры должны были быть сконструированы таким образом, чтобы маргиналы не могли вытащить из них мусор. Кроме того, цивилизованный вид должны были приобрести помойки еще трех районов города - Выборгского, Калининского и Приморского. В конце 2009 года завод в Обухово был завершен, и на этом этапе проект остановился.
Тарифную сетку пересматривать не стали, а про идею переработки отходов забыли до 2009 года, когда жилищный комитет объявил конкурс на проектирование мусороперерабатывающего комплекса в Левашово мощностью 500 тысяч тонн в год (или почти треть от производимого городом мусора). Инициатива совпала сразу с двумя событиями: экономическим (с 1 августа 2009 г. расходы на сбор и утилизацию мусора переложили на жителей) и политическим (Смольный покинули бывший глава жилкома Юнис Лукманов и его заместитель по мусорной теме Александр Огуренков, взамен была создана новая структура — Управление по обращению с отходами, которое возглавил «снятый» с должности главы Фрунзенского района Всеволод Хмыров, контр-адмирал ВМФ в запасе).
Систему раздельного сбора мусора попытались внедрить в нашем городе еще в 2005 году — о том, что в городе будут собирать отходы по-европейски, сообщил журналистам Юнис Лукманов. Однако обещание осталось невыполненным. После серий акций «зеленых», подаривших главе жилищного комитета костюм из мусора, концепция немного изменилась. Площадки, оборудованные соответствующими контейнерами, пообещали поставить в петербургских дворах в течение 2008 года. И это обещание власти частично выполнили. Но уже в 2009 году горожане совместно с GreenPeace провели акцию, во время которой подали жалобы на состояние 308 действующих площадок для селективного сбора мусора. Нарушения на трети из них местные власти устранили. И на этой стадии развитие системы селективного сбора мусора забуксовало.
Справка
Фактически на данный момент в Санкт-Петербурге действуют два мусороперерабатывающих завода - в Янино и на Таллинском шоссе. Но, как отмечают эксперты, то, что делают на этих предприятиях, переработкой назвать можно с большой натяжкой. Здесь не используется ни оптический, ни магнитный сепаратор для фильтрации мусора - на заводах производится ручная сортировка мусора, после чего оставшаяся органика помещается в барабаны для получения биоорганического компоста, который и должен быть востребован на рынке вторичных отходов. Но качество получаемого продукта потребителей не устраивает, и в итоге он продолжает хранится на тех же площадках. После окончания строительства второй очереди завода в Янино к складу компоста, очевидно, добавится и склад пеллет.
Вывозом отходов по городу (90% заказчиков - жилконторы) занимается ОАО «СпецТранс» (компания, по мнению участников рынка, подконтрольная Александру Савельеву, банк «Санкт-Петербург»). Расходы на логистику в данном случае несут горожане (эти расходы включены в коммунальные платежи). Реальные объемы ОАО «Спецтранс» отследить практически невозможно, так как непонятно, в чем измеряется сам «объем» - в тоннах, контейнерах и т.д.
Фактически, как отмечают эксперты, рынка по утилизации бытовых отходов в городе нет, и, судя по всему, существующая сейчас непрозрачность устраивает очень многих.
Кира Обухова,
Фонтанка.ру