Ревизия стадиона, строящегося на Крестовском острове, которую 2 июня провел Смольный, обернулась для генподрядчика и генпроектировщика этого сооружения неприятностями — во всяком случае, моральными. Им пригрозили экономическими санкциями за срыв сроков и недостаточно четкое выполнение своих обязательств. Губернатор города, лично побывавшая на объекте, сочла нужным сообщить прессе о том, что «отныне и впредь» спрашивать со строителей будут строго, чтобы не допустить срыва сроков окончания работ. Если же недочеты не будут исправлены в ближайшее время, то стадион останется без крыши еще на год.
Стадион на Крестовском острове 2 июня посетила с ежемесячной ревизией губернатор Петербурга. И осталась недовольна. Едва бросив взгляд на уже готовые первые ряды будущих трибун и ворота для выкатного поля, монтаж которых уже начался, Валентина Матвиенко потребовала отчета по подготовке проектной документации. Оказалось, что требуемые документы будут готовы «уже через две недели», но пока «Моспроект-4» их еще не завершил.
«Постойте, - не предвещающим ничего хорошего тоном произнесла губернатор. - У нас был назначен окончательный срок подготовки всех документов на 25 мая. Он прошел, ничего не готово. В чем дело?» Представители проектной компании пустились в долгие сбивчивые объяснения, из которых следовало, что возникла необходимость упростить и снизить стоимость некоторых конструкций, поэтому процесс затянулся, но уже через две недели работа будет завершена. «Что же вы делали полгода назад?» - недоуменно поинтересовалась Матвиенко, но внятного ответа не получила, ей пообещали все объяснить на закрытом совещании (на которое журналистов не пустили).
Но губернатор была неумолима. Она решила выяснить, когда будет завершена подготовка площадки к монтажу будущей кровли. Ответ «в августе-сентябре, если все будет в порядке с документацией» ее не успокоил. Матвиенко потребовала от генерального директора ОАО «Мостостроительный отряд № 19» (компании, которая будет монтировать кровлю стадиона) Ефима Иголинского рассказать, получил ли он спецификацию на металл и разместил ли заказы на производство металлоконструкций на заводах. Выяснилось, что предварительные переговоры с заводами уже проведены — предприятий, способных выполнить такой заказ, в России всего два, но разместить заказ нельзя — спецификацию мостостроителям не выдали. Ведь опять-таки пока не готова проектная документация. Если учесть, что для изготовления конструкций кровли потребуется около 20 тонн металла, то возможность оперативно разместить такой заказ становится сомнительной.
Губернатор мрачнела на глазах. «На монтаж кровли уйдет не меньше года, поэтому площадка для этого этапа должна быть подготовлена не позже сентября — иначе сроки отодвинутся еще на год, - веско заявила она. - Этого допустить нельзя». «Вот объясните мне, почему так происходит? - обратилась она к гендиректору Инжиниринговой корпорации «Трансстрой» Александру Руденко. - Вы рисуете такие красивые графики, с легкостью говорите о том, что уложитесь в сроки, а потом с такой же легкостью все отменяете. Почему срываются сроки?»
Собравшиеся на площадке руководители всех подрядных, субподрядных и проектных организаций переминались с ноги на ногу, отводили глаза и пытались носками ботинок проковырять дыру в бетонном основании будущего стадиона. И лишь Александр Руденко геройски попытался возразить. «Все переносы наших сроков компенсируются, - успокаивающим тоном обратился он к градоначальнице. - Мы получаем снижение стоимости всего проекта».
Довод Валентину Матвиенко не убедил. Она заинтересовалась количеством рабочих на стройке. Последовал ответ, что трудится здесь больше тысячи человек и работы ведутся в две смены без выходных. С цифрами губернатор согласилась и тут же уточнила, что комитет по строительству создал специально для этого объекта индивидуальную службу заказчика, которая очень строго контролирует все процессы. «И всех на стройке пересчитывает буквально по головам», - добавила губернатор. Но, по ее мнению, на объекте недостаточно специалистов, имеющих опыт работы на сложных объектах. «Вопрос к генподрядчику», - добавила она (слова «нельзя так экономить» не были произнесены, но в воздухе повисли вполне отчетливо).
«Ну вот что, - подытожила итоги ревизии Матвиенко. - Город взял на себя определенные обязательства и полностью их выполнил. Контракт с генподрядчиком и генпроектировщиком заключен, поэтому ответственность теперь лежит на них. И спрашивать мы будем строго». «Если срывы сроков будут продолжаться, то, видимо, придется применить экономические санкции. Я специально говорю об этом в присутствии прессы», - заключила губернатор.
Но прозвучали во время ревизии и оптимистичные заявления. И представители администрации Санкт-Петербурга, и строители дружно заверили, что больше стоимость нового стадиона повышаться не будет. «Только без откатов», - напутствовала на прощание губернатор города. «Ну что вы, Валентина Ивановна! Какие откаты?!» - ответили, глядя в глаза градоначальнице, представители всех занятых в процессе компаний.
Напомним, общая стоимость работ по строительству нового стадиона, после победы в конкурсе на его достройку корпорации «Трансстрой», составляла около 19 миллиардов рублей (начинала же работы компания "Авант" покойного Григория Фельдмана с бюджетом в 6 миллиардов рублей). Однако в 2009 году уже начатые работы были остановлены, поскольку выяснилось, что проектируемое спортивное сооружение не соответствует стандартам ФИФА для проведения матчей чемпионата мира. Была проведена корректировка проекта с увеличением вместимости стадиона и применением других норм по безопасности, и в результате стоимость стадиона выросла до 33 миллиардов.
По состоянию на 1 июня 2011 года железобетонные конструкции стен и перекрытий подтрибунных помещений выполнены на 90 % на 14-метровую высоту. Конструкция чаши выкатного поля — на 27 % на высоте 25 метров, на 95 % готов фундамент выкатного поля, на 75 % - рельсы для его движения, на 57 % закончена нижняя рама футбольного поля. Ведутся работы по созданию моста над выдвижным полем — на нем разместятся дополнительные трибуны, проводится реконструкция двух исторических павильонов — железобетонные работы на этих объектах уже завершены.
Кира Обухова, "Фонтанка.ру"