В давнюю войну со стихийным автовокзалом возле гостиницы «Октябрьская», с которого отправляются автобусы в Финляндию, ввязался бывший глава ГУВД по Петербургу и Ленобласти, а ныне депутат ЗакСа, Аркадий Крамарев. Он отправил запрос губернатору города с просьбой усилить контроль за отправкой маршрутов с этого места или же вовсе запретить такую возможность.
Возможность стоянки автобусов возле гостиницы «Октябрьская» предусмотрена распоряжением правительства Петербурга «Об утверждении примерного адресного перечня бесплатных стоянок туристских автобусов»: согласно нему, пассажирские транспортные средства могут бесплатно находиться здесь в течение получаса, но только в ночное время – с 20:00 до 8 утра. Однако данная законодательная норма распространяется лишь на туристические автобусы. Между тем, как известно всем горожанам, это место давно превратилось в настоящий автовокзал, с которого можно легко уехать в Финляндию.
Именно на это и указывает в своем запросе депутат Законодательного собрания, бывший глава ГУВД по Петербургу и Ленинградской области Аркадий Крамарев. По его мнению, сложившаяся ситуация не только порождает постоянные пробки в районе площади Восстания, но и «негативно сказывается на обслуживании пассажиров». «У гостиницы царит постоянный хаос. Машины паркуются в два, а то и в три ряда. Автобусы зачастую никак не обозначены, время отправки никто не объявляет, люди вынуждены бегать с вещами вдоль здания в поисках своего рейса. Это просто рай для криминала – воров, карманников и аферистов», – пишет он.
В связи с этим он просит губернатора сообщить, кто должен контролировать ситуацию, сложившуюся возле гостиницы, а также предлагает либо ужесточить контроль, либо вовсе запретить парковку в этом месте автобусов.
Любопытно, что Аркадий Крамарев – не единственный, кто пытается бороться со стихийным автовокзалом у площади Восстания. Свою войну с ним давно ведет Северо-Западное управление государственного автодорожного надзора Ространснадзора. Как рассказали «Фонтанке» в самом ведомстве, первое совещание по этому вопросу было проведено еще в декабре 2009 года, а в марте 2010 года уже было направлено обращение в адрес вице-губернатора Алексея Сергеева с просьбой разобраться в ситуации. В своем ответе чиновник указал, что город планирует построить новые автовокзалы на Витебском проспекте, на проспекте Энгельса и на Уткином проспекте, что решит данную проблему.
Новая порция обращений была направлена после январского теракта в Домодедово и усиления мер по обеспечению безопасности на транспорте. Как говорят в управлении автодорожного надзора, дважды письма отправлялись в адрес вице-губернатора Юрия Молчанова, однако и он так и не дал четкого ответа, будет ли ликвидироваться этот стихийный автовокзал или нет, также сославшись на то, что в будущем в городе появятся еще несколько автостанций. Более того: управление даже выдало предписание главе Центрального района Марии Щербаковой с требованием устранить несанкционированные пункты посадки и высадки пассажиров со сроком исполнения до 12 апреля 2011 года. Однако та в итоге ответила, что не может его исполнить из-за недостатка полномочий.
Параллельно управление постоянно проводит проверки перевозчиков, работающих у гостиницы «Октябрьская», однако привлечь их к административной ответственности достаточно сложно: формально их автобусы имеют статус «заказных» (хотя на самом деле они осуществляют фактически регулярные перевозки), а на этот вид деятельности даже не нужна лицензия – только удостоверения допуска. Раньше инспекторы еще привлекали компании к административной ответственности, например – за нарушение режима труда и отдыха водителя, осуществляющего международные перевозки, однако сейчас, как говорят в управлении, все они научились оформлять необходимые документы. Например, во время рейда, который прошел в минувший вторник, не была наказана ни одна компания, хотя по статистике в пиковые дни от «Октябрьской» в Финляндию отправляются до 90 автобусов в сутки.
Как предлагают противники стихийной стоянки, все перевозчики должны перебраться на легальные автовокзалы – либо на вокзал на Обводном канале, либо на автостанцию «Парнас». Как отметили в пресс-службе ГУП «Пассажиравтотранс», с Обводного канала уже ходят международные автобусы до Хельсинки, но всего лишь два раза в день, так что количество отправлений можно значительно увеличить. Правда, тем, кто хочет пользоваться услугами станции, нужно заключить с оператором вокзала агентский договор на продажу билетов и так называемое «вокзальное обслуживание» – сюда входит предоставление перрона, диспетчерское обслуживание и ведение расписанию. И за эти услуги придется перевозчикам нужно будет перечислять автовокзалу 10% от каждого проданного билета. Ограничений по вместимости автобусов нет – с Обводного канала могут уезжать и микроавтобусы.
Что касается автостанции «Парнас», то, как отметили в ГУП «Пассажиравтотранс», в этом районе сейчас ведется жилое строительство, так что пока увеличивать количество отправлений оттуда «нецелесообразно».
Сами перевозчики отмечают, что все уже давно привыкли к тому, что в Финляндию проще всего уехать с площади Восстания. Как рассказали в компании «СтарВэй», сейчас средняя стоимость поездки до Финляндии составляет 1000 рублей. Очевидно, что в случае возможного переезда на легальный автовокзал цена неизбежно вырастет из-за условий агентского договора.
Андрей Захаров, "Фонтанка.ру"