На фестивале «Кинотавр» две свои главные премьеры этого года – «Бабло» Константина Буслова и «Охотника» Бакура Бакурадзе – представили продюсер Сергей Сельянов и его компания СТВ. По мнению корреспондента «Фонтанки», вместе фильмы составили идеальный дуплет зрительского и авторского кино.
Еще с церемонии открытия «Кинотавра», когда Иван Охлобыстин зачитывал по очереди монологи продюсера, режиссера, прокатчика и зрителя, стал ясен главный сюжет фестиваля – поиски согласия между этими четырьмя персонажами. Дошло до того, что фестиваль почти вернулся к двадцатилетней давности традиции разделения фильмов на зрительские и авторские: каждый день в конкурсе показывают два фильма, и каждый день один из них абсолютно дружелюбен к зрителю, а другой – агрессивен по отношению к нему и втаскивает несчастного созерцателя за шкирятник в свой неуютный мир. «Громозека» – зрительский, «Родина или смерть» – элитарный; «Летит» – пусть и плохой, но зрительский, «Безразличие» – хотя и со звездами, но элитарный.
Зрительский продукт компании СТВ – дебют Константина Буслова, старшего брата Петра Буслова, автора «Бумера» и грядущего байопика о Высоцком, под названием «Бабло» – оказался как раз лучшим в своем роде. Этот фильм просто органически не может не стать «народным кино» и не разойтись на цитаты. Буслов строит «Бабло» на анекдотической истории: менты, чтобы посадить олигарха, подсунули ему чемодан с миллионом меченых долларов. После удачной спецоперации расслабились и не заметили, как прямо из-под носа чемодан утянули комические кавказцы. А дальше начинаются путешествия бабла по бескрайним просторам России, а заодно путешествие зрителя по галерее колоритных характеров: мент с Казанского вокзала, ментовские начальники, харьковские проститутки, торговцы с рынка, мелкие воришки и крупные воротилы, сросшийся с властью бизнес… В общем, самый точный из возможных портретов современной России – вот что такое «Бабло».
Некогда признанная золотой жилой линия «русского Гая Ричи», кажется, вовсе иссякла уже на балабановских «Жмурках», и любые попытки оживить ее кончались крахами и провалами. И теперь понятно, почему: для России жанр криминальной комедии вечно актуален, и его привязка к «лихим 90-м» искусственна. А перекинуть жанр в новое время, в нулевые, – трусили, делая вид, что все эти «стрелки-перестрелки» в далеком прошлом. Константин Буслов же обладает достаточной смелостью, чтобы найти современный, здесь и сейчас существующий эквивалент жанра.
Совсем другой портрет России во вполне почвенном духе рисует любимец «Кинотавра» (и Канн) Бакур Бакурадзе – в свое время он получил здесь Гран-при за дебют «Шультес», а теперь приехал со второй картиной - «Охотник», участвовавшей в этом году в каннском «Особом взгляде». Бакурадзе сделал как раз идеальное авторское кино – двухчасовая лента снята медитативно, неспешно, статичными планами, тянущимися по несколько минут. Так что этот фильм действительно требует работы, во всяком случае – усидчивости. В подарок зритель получает совершеннейшее просветление – Бакурадзе добивается на экране предельной достоверности происходящего, почти документальности.
На зажиточную свиноферму приезжают работать две уголовницы из соседней колонии. С одной из них у хозяина фермы, охотника, примерного семьянина и отца сына-инвалида, и случается роман. Эту историю Бакурадзе умудряется превратить в элегическую. И дело не в интонации – «печаль моя светла» – и даже не в медитативности. А в ощущении свободы, столь же необъятной, как поля Псковщины, на которых дело происходит, в выходе из замкнутого пространства на широты, по которым гуляет ветер.
Иван Чувиляев,
Сочи – Петербург,
«Фонтанка.ру»
Фото: kinotavr.ru, «Наше кино».
Предыдущие репортажи с «Кинотавра» читайте здесь и здесь
О новостях кино и новинках проката читайте в рубрике «Кино»