Подготовка к введению позоновой оплаты проезда в подземке, похоже, входит в решающую стадию: ГУП «Петербургский метрополитен» объявило конкурс на модернизацию системы контроля оплаты проезда, после проведения которой турникеты всех станций должны быть готовы к зональной тарификации. В самой подземке сроки введения нового механизма оплаты не называют, однако, по условиям тендера, все работы нужно выполнить до конца 2011 года.
Конкурс на выполнение работ по модернизации системы контроля оплаты проезда был объявлен еще в мае, однако информация о нем прошла незамеченной. Так, корреспондент «Фонтанки» обнаружил объявление о нем только на собственном сайте подземки. Между тем содержание документации на тендер весьма любопытно и напрямую затрагивает всех горожан.
Согласно условиям конкурса, до конца 2011 года компания-победитель должна улучшить программное обеспечение всех турникетов, расположенных в питерском метро. Итогом проведения этих работ должна стать возможность дифференцированной оплаты проезда в зависимости от маршрута поездки – для этого пассажиру нужно будет прикладывать карту к считывающему устройству не только при входе на станцию, но и при выходе, чтобы система могла сама подсчитать, сколько он в итоге проехал, и списать необходимую сумму с его счета.
Планируется также, что новое программное обеспечение турникетов позволит дифференцировать оплату проезда не только в зависимости от дальности поездки, но и от времени. Как говорится в техническом задании конкурса, «здесь должны учитываться проходы в пиковое/не пиковое время, а также проходы в рабочие/нерабочие дни».
Наконец, у пассажиров должна появиться возможность оплачивать проезд, прикладывая к турникету банковскую карту стандарта EMV (этот стандарт позволяет использовать карты не только для банковских операций).
Для того, чтобы данная система заработала, компания-победитель должна установить на турникетах унифицированные блоки обработки проездных билетов, а в корпуса турникетов поставить блоки управления с современным программным оборудованием. Стоимость работ оценивается в 62 млн рублей.
В самой подземке сообщили, что точный срок, когда будет введена позоновая система оплаты, пока неизвестен. «Пока это только планы, это непростой вопрос. В России, по моим данным, такая система еще нигде не введена, хотя за рубежом она уже давно действует», – заметил помощник начальника метро Дмитрий Руденко.
На сайте метрополитена опубликована информационная справка, в которой указано, что «предполагаемый срок внедрения системы – 2012 год». Любопытно также другое: несмотря на то, что официально вопрос о введении позоновой оплаты еще не решен, до конца 2011 года все турникеты должны быть модернизированы и готовы к переходу на эту систему.
При этом, как планируют в метрополитене, устанавливать дополнительные турникеты на выходе со станций для того, чтобы система начала работать, не потребуется. Как говорят в подземке, пассажир должен будет сам приложить свою смарт-карту к специальному считывающему устройству, чтобы система списала ровно столько денег, на сколько он непосредственно проехал. Если же это не будет сделано, то в будущем с него будет списана максимальная сумма одной поездки. Установить считывающие устройства на выходах также планируется в рамках реализации этой программы.
Предполагается, что зон всего будет 3: центр и наиболее загруженные пересадочные станции, промышленный Петербург и спальные районы. Соответственно, будет введено несколько видов тарифов: поездка только в центральной зоне, поездка в одной периферийной зоне (во 2-й или 3-й), поездка в двух, трех или более чем в трех зонах. При этом, как сообщается на сайте ГУП «Петербургский метрополитен», удорожание коснется только 17,5% пассажиров, которые редко пользуются этим видом транспорта: для остальных людей стоимость проезда или не изменится, или, как обещают в подземке, даже уменьшится.
Объявление этого конкурса совпало с появлением проекта закона «О метрополитенах и других видах внеуличного транспорта», который был разработан Министерством транспорта РФ. В части 2 статьи 16 этого проекта указано, что «стоимость поездки на внеуличном транспорте определяется на принципах дифференцирования в зависимости от категорий пассажиров, продолжительности поездки, количества оплаченных поездок и иных условий». Правда, в пресс-службе ведомства «Фонтанке» пояснили: данное положение не означает, что в случае принятия закона позоновая оплата будет разрешена на федеральном уровне. «Здесь закреплены уже существующие нормы, согласно которым, если человек покупает билет с большим количеством поездок, то стоимость одной поездки снижается», – заметили в ведомстве.
Напомним, что разговор о введении позоновой оплаты в петербургском метрополитене ведется уже давно. А в начале апреля 2010 года метрополитен объявил конкурс на разработку проекта техобеспечения зональной системы оплаты проезда в петербургской подземке (АСКОПМ-5) стоимостью в 30,5 млн рублей. При этом, согласно условиям того конкурса, уже к концу ноября 2010 года, помимо рабочей документации и самого программного обеспечения, новую систему нужно было опробовать на одной из станций метрополитена. Правда, представитель подземки уклонился от ответа, состоялось ли тестирование этой системы или нет.
Поделиться