В петербургской промзоне Марьино началось строительство завода по производству ё-мобилей. Первый инновационный российский автомобиль сойдет с конвейера уже в конце следующего года. Очередь на электрокары уже превысила 118 тысяч человек (при планах на 20 тысяч машин первого выпуска). Производители надеются, что порядка 10% передумают брать отечественную машину.
На площадке строительства завода в Марьино, неподалеку от Стрельны, пока ничего инновационного нет. На месте будущего завода пока стоит один ангар и закамуфлированные сеткой бетонные блоки. Вокруг - чистое поле с ромашками, вблизи дачные участки петербуржцев. Причем многие из них до сего дня и не знали, какая масштабная стройка развернется по соседству. И лишь перед торжественной закладкой первого камня в завод, на дороге, ведущей к будущему предприятию, появился знак «ё-мобиль».
Сама дорога тоже пока больше похожа на отечественную и неинновационную - узкая и пыльная, не асфальтированная. Ее обещают довести до ума вместе с заводом.
Несмотря на транспортные трудности, приехать посмотреть на место, где в будущем будут делать новое российское авто, съехались очень многие. Делегацию администрации Петербурга возглавила лично губернатор Валентина Матвиенко. Поджидавший ее глава группы ОНЭКСИМ, идейный вдохновитель создания ё-мобиля Михаил Прохоров сразу же предложил градоначальнице прокатиться на экспериментальном образце. Валентину Матвиенко усадили в машину, рассчитанную на представителей малого бизнеса, очень напоминающую по очертаниям знакомый россиянам «каблук».
Выйдя из ё-машины, губернатор сразу же поделилась впечатлениями: «Мне очень нравится и авто, и сама идея, и то, что он будет производиться в Петербурге». Однако покупать такую машину, по собственному признанию, Матвиенко не стала бы: «У меня же нет малого бизнеса».
Для бизнеса покрупнее на площадке собираются выпускать и грузовики - партнеры «ё-авто» компания «Яровит-моторс». В первый год работы они рассчитывают производить 6 тысяч тяжелых тягачей. Один из таких в Марьино представлял чемпион по тракториалу Петр Осин. Он катал по бездорожью всех желающих. Хотел покатать и губернатора, но она после ё-мобиля не стала испытывать судьбу, усадив на пассажирское кресло Прохорова. Он, проехав круг, вышел и беззастенчиво разрекламировал продукцию коллег, заявив, что давно не ездил с таким комфортом.
Вдоволь накатавшись, випы пошли «катать шары» (именно в такой форме креативные производители ё-мобиля решили сделать закладные ё-капсулы). Их нужно было опустить по желобам, уходящим под землю. Когда они достигли цели, начался фейерверк.
Сдержанный обычно Михаил Прохоров, расчувствовавшись, стал благодарить Матвиенко за то, что ее «не смутила буква ё» и она пригласила завод в Петербург. И тут же сообщил журналистам, что вскоре покинет бизнес.
«Я готов к этому. Если уходишь в политику - уходи», - заявил новоявленный лидер «Правого дела». Подробности своего превращения из олигарха в политического деятеля он раскрывать не стал, сказав, что все будет ясно после 25 июня, на которое назначен съезд новой политячейки.
Прохоров только сказал, что за судьбу ё-мобиля он не переживает. «У нас работает профессиональная команда. И я уверен в успехе предприятия», - заверил он. По словам Прохорова, пока большинство коллег автомобилестроителей относятся к его задумке скептически.
«Никто не верил, что нам удастся сделать концепт, но мы его сделали, никто не верил в то, что он будет пользоваться спросом, но спрос есть, никто не верил, что мы начнем строить, но мы начинаем и построим завод», - по-политически пафосно заявил бизнесмен.
Действительно, в популярности ё-мобилю не откажешь. Еще не выпущенная машина уже плотно вошла в отечественный фольклор: ё-автомобили в России будут ездить по х-дорогам - свежая шутка, которая переходила из уст в уста на открытии стройки. Производители даже говорят, что это повлияло на планы компании. Директор «Ё-авто» Андрей Бирюков сообщил, что изначально первой моделью на выпуск стоял ё-минивен, однако, россияне больше всего (в 80% случаев) заказывают ё-кроссовер. Поэтому и приняли решение выпускать сначала его.
Первая очередь завода, которая откроется в конце 2012 года, будет способна производить 20 тысяч автомобилей в год. В заявочной книге уже сейчас - более 118 тысяч заказов. Представители компании сообщают, что скорее всего около 10 процентов этой очереди в конечном итоге не будет покупать автомобиль, однако оставшийся спрос придется удовлетворять.
Сейчас речь идет о строительстве новых производств в Северо-Западном округе, но точных данных никто не озвучивает. «Мы готовы развивать производство, в том числе и продавать франшизы производителям. Но мы будем требовать от них безусловного выполнения требований качества продукта», - с серьезным лицом заявлял Прохоров.
Завод в Петербурге в это же время должен будет заняться локализацией производства. Сейчас в ё-авто устанавливаются немецкие двигатели, детали подвески также иностранного производства. Но, по словам Андрея Бирюкова, завод выйдет на 90-процентную локализацию буквально спустя год после строительства. Хотя делать двигатели все равно, скорее всего, будет партнер. «У нас есть предложение по роторному мотору, которое мы сейчас рассматриваем», - сообщил Бирюков.
Кстати, именно двигатель, как отметили протестировавшие авто, пока являются слабым местом машины. Он очень шумит и не позволяет наслаждаться привычной тишиной в салоне, как у дорогих иномарок, которыми владеют производители ё-мобиля.
Поделиться