Каждый руководитель сам подбирает себе команду. Президенты не исключение. В крупном коллективе единомышленников должен быть и свой карающий меч. У Владимира Путина – это его однокурсник Александр Бастрыкин. Теперь важный, процессуально независимый Кожокарь появился и у Дмитрия Медведева. Все по-честному.
Президент России в минувшие выходные принял важные кадровые решения в рамках реформы МВД. В том числе своими указами от 11 июня этого года он освободил начальника Следственного комитета при МВД России генерал-лейтенанта Алексея Аничина, который в студенческие годы учился с Владимиром Путиным на юридическом факультете ЛГУ имени Жданова, и назначил на эту должность другого генерал-лейтенанта - Валерия Кожокаря, с июля 2008 года служившего начальником ГУ МВД по Центральному федеральному округу.
В данном контексте эта история не о реформе ведомства и не о фаворитах. Скорее о внезапно верных однокурсниках. Еще 22 июня 2007 года другой однокурсник президента Путина Александр Бастрыкин стал главой Следственного комитета при генеральной прокуратуре. СМИ его окрестили главным следователем страны. Действительно, по сравнению с упоминаниями в прессе и по федеральным каналам фигуры Аничина, Бастрыкин тотально заслонил параллельного коллегу. Руководителя следствия МВД просто не было слышно.
А уже через год после назначения Бастрыкина, и через два месяца после избрания президентом Дмитрия Медведева, неизвестный даже в масштабе питерского ГУВД майор милиции Валерий Кожокарь перешел с позиции заместителя начальника по следствию Калининского УВД города Санкт-Петербурга на генеральскую должность начальника ГУ МВД по ЦФО.
Причем, решения по назначениям как Бастрыкина, так и Кожокаря, как говорят, принимались в декорациях традиционных слетов однокурсников. С той только разницей, что на встрече выпускников юрфака СПбГУ с Путиным танцевала супруга Бастрыкина, а на вечере-встрече выпускников другого года не было формата «белого танца».
Алгоритм назначений главных и, по закону, самых процессуально независимых следователей не изменился: менее чем за год до выборов Путин в 2007 году назначил Бастрыкина, менее чем за год до выборов Медведев назначил Кожокаря.
Теперь все по-честному. Паритет и консенсус. У каждого есть свой следователь, читай - хоть какой-то гарант спокойствия. Разговоры о создании единого Следственного комитета России ведутся уже пару лет. Одной из ступеней этой концептуальной реформы стало выделение в октябре 2010 года Следственного комитета России из структуры Генеральной прокуратуры.
Теперь есть два претендента на будущую должность, сопоставимую лишь со статусами председателей Верховного арбитражного суда и Верховного суда России. Очевидно, и на этот раз все зависит от выборов президента в марте 2012 года.
Интрига заключается еще и в том, что если о Бастрыкине немало легенд сложено, и он уже понятен политической и бизнес элите, то по поводу Кожокаря информация стремится к нулю. Самая достоверная, как ни странно, исходит из коридора четвертого этажа здания Калининского УВД на Минеральной улице. Там вспоминают: «С нами Валера вежливый был, всегда со всеми здоровался первым».
Татьяна Востроилова, Евгений Вышенков, "Фонтанка.ру"