Театр балета Константина Тачкина объявил о не типичном для России проекте — так называемом петербургском сезоне солистки собственной труппы Ирины Колесниковой, балерины с мировым именем. «Сезон», который начнется сегодня на сцене Александринского театра, ограничится четырьмя днями и двумя центральными партиями танцовщицы — Никии в «Баядерке» 16 и 18 июня и Одетты-Одиллии в «Лебедином озере» 24 и 25 июня.
Проект для города и страны в целом не типичен — не принято у нас пиарить отдельные таланты. Это пошло еще с советских времен, когда «звездность» считалась чем-то неприличным и даже порочным, сродни индивидуализму, а прославлялись успехи театральных ансамблей, то есть творческих коллективов. А вот история успеха балерины Ирины Колесниковой, как раз наоборот, типична. Грамотный менеджмент создателя театра Константина Тачкина привел ее к мировому триумфу и высоким оценкам самой пристрастной зарубежной критики. Балерина выступала на сцене лондонского «Колизея», «Театра Елисейских Полей» в Париже (в составе спектакле «Театра танца Константина Тачкина») – и тут не было речи ни об осовременивании классики, ни каких бы то ни было хореографических новациях вообще. Театр Тачкина пропагандирует легендарную балетную классику – балеты Мариуса Петипа вековой давности. Эти балеты – самый ходовой российский товар на западном рынке. И поскольку традиционно успех этих балетов в Европе и за океаном был связан с именем той или иной выдающейся балерины – Улановой, Плисецкой, etc. – то и Константин Тачкин нашел самый беспроигрышный ход для продвижения их, а заодно и своей примы: афиши его театра приглашают посмотреть на выдающуюся русскую балерину Ирину Колесникову в «Лебедином озере», «Баядерке», «Щелкунчике» и так далее.
И вот вам результат: критик Николь Дюо, знаменитая своей дружбой с Рудольфом Нуреевым, назвала Колесникову «дивой танца», ее восхваляют уважаемые британские издания «Индепендент» и «Бирмингем Пост». «То, почему изумительную Ирину Колесникову не схватил сразу после школы Мариинский театр, – загадка… Колесникова имеет внешность супермодели, блистательную технику и все классические роли у нее в кармане. В то время как ее внутренний, как у Греты Гарбо, тлеющий огонь создает пронзительное очарование царственной и к тому же невыносимой нежности», – эти слова принадлежат корреспонденту «Индепендент», и написаны они еще в 2004 году. Я лично не возьмусь сравнивать мастерство Колесниковой с мастерством див Мариинки, ибо тут нужен взгляд профессионала, но то, что звезда «Театра балета Константина Тачкина» заслужила премию «Посол петербургской культуры», намедни учрежденную городским Комитетом по культуре, – несомненно.
Сам же Константин Тачкин имеет все шансы получить вторую, не менее дорогую сердцу председателя Комитета по культуре Антона Губанкова премию – только что представленную награду, прославляющую лучших петербургских менеджеров. За всю историю существования своего театра – с 1994 года – Тачкин не попросил ни копейки денег ни у чиновников, ни у спонсоров, возведя самоокупаемость в абсолютный принцип существования коллектива. Более того, когда в 2007 году продюсеры парижских гастролей в связи с кризисом разорвали с театром контракт, Тачкин организовал в Париже собственную продюсерскую компанию, которая работает безотказно. Например, по его словам, уже сейчас продано 50 процентов билетов на гастрольные спектакли, запланированные на Елисейских Полях в ноябре.
Возможно, именно пример «Театра балета Тачкина» натолкнул Комитет по культуре на весьма рациональное решение вывести из-под своей материальной опеки (то есть лишить статуса государственных) театры «Мужской балет Валерия Михайловского» и петербургскую «Рок-оперу». Поддерживать стоит, как теперь модно говорить, инновационные сценические поиски, молодых творцов и такую сценическую практику, которая позволит Петербургу расширить собственный культурный кругозор, преодолеть местечковость менталитета. А такие организмы, которые способны нести «золотые яйца» при элементарно-грамотном ведении дел, пусть учатся этому у Константина Тачкина, который на данный момент уже готов составить конкуренцию солидным театрам как минимум в вопросе оплаты труда танцовщиков кордебалета: сегодня Тачкин платит своему кордебалету от 21 000 рублей в месяц.
Жанна Зарецкая,
«Фонтанка.ру»
Фото: Театр балета Константина Тачкина