На конференции, проходившей в рамках Санкт-Петербургского экономического форума, министр финансов РФ Алексей Кудрин объявил о своем намерении «записаться на прием» к президенту РФ Дмитрию Медведеву. Для чего? Чтобы обсудить военные расходы страны.
Звучит, конечно, очень смешно. Любой, хоть мало-мальски способный к критическому мышлению человек, понимает, что общение высших лиц государства немного отличается от общения клиентов районной поликлиники с участковыми врачами. Тогда появляется вопрос: а зачем Кудрину понадобился такой эпатаж? По всей видимости, для того, чтобы привлечь общественное внимание к проблемам российского бюджета. В условиях, когда наполняемость федерального бюджета (по словам того же Кудрина) на 35-40 % обеспечивается продажей нефти и газа, обозначившиеся в последние годы тенденции могут повести нас «белорусской дорогой». А тенденции эти не просто настораживают. Они уже пугают.
Пенсионер бюджет проел
Начнем, однако, не с военных расходов, а с расходов на пенсии. От пенсионеров во всем мире общественные финансы стонут. Однако не будем вздыхать, скажем, о дефиците бюджета США, по которому на форуме прошелся министр финансов РФ. Посмотрим на наш бюджет и наших пенсионеров.
Возьмем 2010 год. С учетом всех проведенных в 2010 г. мероприятий (валоризации, индексаций) размер трудовой пенсии по старости вырос на 23 % и составил 8177 рублей. Суммарные расходы на пенсионное обеспечение выросли с 2009 г. на 2,4 процентных пункта (п.п.) ВВП, что привело к увеличению дефицита пенсионной системы до 5,2 % п.п. ВВП в 2010 г. Для сравнения: расходы бюджета расширенного правительства (куда, помимо всех бюджетов, входят еще государственные внебюджетные фонды – пенсионный, обязательного медицинского страхования, социального страхования) в 2010 г. равнялись 39 % ВВП. Следовательно, указанный дефицит - 13 % от этих расходов!
Ну а теперь попробуем вообразить планируемую встречу Кудрина с Медведевым и задать от лица первого вопрос: доколе будем платить пенсии вполне здоровым и трудоспособным людям? Говорите, 8 тысяч рублей – мало? Согласен. Но мало, потому что пенсионеров много. В 55 и 60 лет не о пенсии думать надо, а о том, как поработать еще лет 10-15 (как минимум). Сейчас не молотобойцами люди вкалывают. Да еще и пенсионеров-досрочников развелось хоть пруд пруди (34 % от пенсионеров по старости, или 10,5 млн человек).
Кроме того, скажет Алексей Леонидович, Вы предложили снизить со следующего года максимальную ставку обязательных страховых взносов с 34 % до 30 %, а для малого бизнеса в производственной и социальной сфере – до 20 %. Само по себе это неплохо. Плохо только, что нарушается правило: сокращаешь налоги – сокращай расходы. А тут с 1 февраля проиндексировали пенсии, а с 1 сентября еще и повторить собираемся.
Конечно, Дмитрий Анатольевич может возразить, что насчет пенсий и их индексаций – это не ко мне. Да и Кудрин прекрасно понимает, что не к нему. Не зря он правительство критиковал. В итоге парадокс получается: ведь сам Кудрин вроде бы не в японском правительстве, а в том самом, критикуемом им российском. Правда, во главе правительства стоит фигура неприкасаемая. Вот и получается: говорим правительство, а подразумеваем сами знаете кого.
С кем воевать собираемся?
«За последние полгода именно президент принял решение об увеличении военных и связанных с ними расходов на 1,5 % ВВП. Это новый вызов для следующего года, поэтому я запишусь к нему на прием, чтобы обсудить эту дилемму», - так приводит сайт Минфина РФ слова своего шефа.
В 2010 г. по статье «национальная оборона» было израсходовано 2,9 % ВВП. Если указанное увеличение реализуется, то это будет означать военные расходы на уровне примерно 4,4 % ВВП. Это близко к уровню США. Согласно опубликованному в апреле текущего года докладу Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ), он равен 4,8 %.
В то же время эксперты СИПРИ полагают, что истинные расходы на оборону составили в России в 2010 г. 4 % ВВП. Так что, если принять за истину точку зрения СИПРИ, то мы вздуваем военные расходы до 5,5 %. Это уже не так далеко от отбивающегося от кучи врагов Израиля, где таковые – 6,3 % ВВП в 2009 г.
Можно было еще понять сей скачок, если бы Россия раз и навсегда отменила временное рабовладение, называемое военной службой по призыву: надо обустроить приличное жилье для профессионалов, зарплаты поднять и т.п. Однако вздувать с 2012 г. оклады лейтенантов до 50 тысяч (как обещал президент Медведев), оставляя их командовать призывным контингентом, это все равно что платить тренерам Российской футбольной премьер-лиги их нынешние зарплаты за работу с любительскими командами. Похоже просто на подкуп людей в погонах (забери деньги – и сиди тихо, а голосуй как прикажут).
Макроэкономический популизм и колхозный коммунизм
В подготовленном Институтом Гайдара обзоре российской экономики за 2010 г. говорится о парадоксальной ситуации: «Мы имеем дефицитный бюджет при среднегодовой цене на нефть почти в 80 долл./барр., тогда как еще несколько лет назад и цена в 30 долл. позволяла сводить федеральный бюджет с профицитом». Формально дефицит сравнительно невелик – 3,5-4 % ВВП. В то же время т.н. «ненефтегазовый дефицит» (дефицит без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета) составил в прошедшем году 12,6 %. При этом дефицит (и тот, и другой) планируется и в 2013 г. (2,9 и 10,4 %, соответственно).
Все эти игры в дефицит покажутся супержесткой бюджетной политикой на фоне популистских предвыборных обещаний наших «дуумвиров». Подсчитано, что уже на сегодняшний день они в сумме составляют 1,796 трлн рублей, и чтобы выполнить их при бездефицитном бюджете, цена на нефть должна взлететь до $147-148 (New Times, 2011, № 20).
Вот тут бы Алексею Леонидовичу и показать «на приеме» у Дмитрия Анатольевича лицо грядущей финансовой катастрофы. Так, мол, и так: такой вот «греческий салат» у нас получится. Но никакая фантазия не заставит меня вообразить картину, на которой президент РФ топнет ножкой и наложит свое вето на закон о бюджете, коли таковой, вопреки усилиям Минфина РФ, окажется избыточно «расходным».
Обратимся к его речи на экономическом форуме. В ней, на фоне массы правильных фраз, набросанных спичрайтерами, возрождается идея превращения Москвы в мировой финансовый центр. Она уже высказывалась президентом на самом пике взлета цен на нефть – на экономическом форуме в июне 2008 г. Потом услужливое Минэкономразвития разработало соответствующую концепцию, согласно которой Москва сможет к 2012 г. конкурировать с ведущими финансовыми центрами «евроазиатского пространства». Недолго ждать осталось (сейчас – 68-е место в рейтинге финансовых центров; сразу после Варшавы).
Упорная вера президента в чудо говорит о бесполезности хождения Кудрина к Медведеву. Люди, склонные к мифотворчеству, не могут урезать расходы. Просто характер не позволяет. «Добрые внутри».
А что касается собственно мирового финансового центра, то в этой связи вспоминается интервью одного из ведущих специалистов по международной экономике – Ягдиша Бхагвати. В 2008 г. организаторам форума удалось привлечь его к участию. Когда же его спросили про перспективы такого центра, он иронически заметил, что ни в одном из банков на Невском проспекте не мог разменять дорожные чеки на рубли.
Вся эта возня с мировым финансовым центром очень уж напоминает колхозный анекдот советских времен. На партийном собрании председатель объявляет: в повестке дня два пункта. Первый – ремонт коровника; второй – построение коммунизма. Поскольку новых досок не завезли, а те, что были, сгнили, то предлагаю сразу перейти ко второму пункту.
Почему-то кажется, что на приеме Дмитрий Анатольевич тоже предложит Алексею Леонидовичу такой переход.
Андрей Заостровцев