В Интернете опубликован один из промежуточных вариантов отраслевой схемы развития метро до 2025 года, которая будет рассмотрена в Смольном в конце июня – начале июля. Согласно схеме, метро потянут до Пулково, станции появятся возле нового стадиона «Зенита» и «Лахта центра», а существующая Невско-Василеостровская линия будет продолжена до Парголово. Однако эксперты сомневаются, что за 15 лет городу удастся фактически удвоить количество станций.
Очередной проект по развитию петербургского метрополитена был опубликован сразу на двух сайтах, посвященных развитию петербургского транспорта и метро: Metro.nwd.ru и Spb-projects.ru. Пользователь, опубликовавший схему, не объясняет, где удалось получить ее, однако утечка такого документа в сеть неудивительна – сейчас городские власти заканчивают разработку «Отраслевой схемы развития метрополитена и легкорельсового транспорта в Петербурге на 2011 - 2015 годы с перспективой до 2025 года», которую, как ожидается, должны рассмотреть на заседании правительства в конце июня – начале июля. А сам проект уже рассматривался в Смольном на специальном совещании в начале июня (его разработали ЗАО «Петербургский НИПИград» и ОАО «Ленметрогипротранс»).
Однако в комитете по транспорту «Фонтанке» заявили, что проект, опубликованный в Интернете, является одним из устаревших вариантов, которые рассматривались в процессе разработки, и он не в полной мере соответствует тому варианту, который будет вынесен на заседание правительства. Так, как рассказали в ведомстве, в варианте, размещенном в сети, нет ряда станций, которые есть в итоговом, и наоборот – там есть станции, от которых затем было решено отказаться. Однако в общих чертах, судя во всему, окончательный проект отличаться от попавшего в Интернет будет не слишком сильно.
Проект, попавший в сеть, похож на предыдущие схемы развития метро, которые утверждались городским правительством ранее, – последняя такая схема была принята в январе 2008 года. Новинкой можно считать ветку, которая пойдет из Янино через весь город в сторону порта, а заканчиваться будет в Красном Селе. При этом западный участок этой ветки вообще пройдет вдоль Финского залива: планируется, что между станцией «Площадь Репина» и «Балтийская жемчужина» будут сразу три станции – «Двинская» (в районе Двинской улицы), «Гутуевская» (в районе Гутуевского острова) и «Канонерская» (в районе Канонерского острова). Участок от «Янино» до «Суворовской» этой линии планируется ввести между 2021 и 2025 годами; все остальные станции – после 2025 года.
Еще одна новая идея – проект продолжения Кировско-Выборгской линии до аэропорта Пулково: согласно представленной схеме, после существующей станции «Проспект Ветеранов» появятся две новые – «Ульянка» и «Пулково» (срок ввода – после 2025 года). Правда, даже на графическом рисунке видно, насколько далеко Ульянка находится от Пулково и сколько придется ехать пассажирам, если этот проект будет реализован. Кроме того, непонятно, зачем тогда городу легкорельсовый трамвай, который свяжет Пулково и Московский вокзал, а также железнодорожный экспресс, который пойдет до Балтийского вокзала.
Есть в плане и новые станции на севере города. Так, авторы предлагают продлить проектируемый участок от «Театральной» до станции «Морской фасад» (эта линия была в предыдущих проектах) до Лахты через Крестовский остров. Таким образом, одним росчерком карандаша проектировщики улучшают транспортную инфраструктуру сразу двух городских мегапроектов, которые, судя по всему, рано или поздно все-таки будут реализованы, – комплекса «Лахта центр» и нового стадиона «Зенита» на Крестовском острове. Причем, как следует из проекта, станция «Новокрестовская» появится прямо возле стадиона – в западной оконечности острова.
Любопытно также, что если все эти проекты воплотятся в жизнь, то существующая Невско-Василеостровская линия сможет претендовать на звание самой длинной в мире – после «Приморской» ее хотят потянуть в сторону севера города, в район Комендантского аэродрома, а затем – в Парголово и Осиновую Рощу.
В остальном схема повторяет то, что было в предыдущих проектах. По-прежнему планируется строить Калининско-Красносельскую линию, которая должна связать северо-восток города с юго-западом: начинаться линия будет в районе Ручьев и Пискаревки, а заканчиваться – в Стрельне. Из Калининского района поезда по этой ветке будут идти в центр города (станции «Смольная» и «Суворовская»), а затем пересекут существующую Невско-Василеостровскую линию, для чего к нынешнему пересадочному узлу «Площадь Восстания» – «Маяковская» будет добавлена третья станция – «Знаменская». Дальше ветка будет пересекать Фрунзенско-Московский радиус (пересадочный узел «Московский ворота» – "Черниговская»), Кировско-Выборгский («Кировский завод» – «Путиловская»), а затем идти в Стрельну (станции «Константиновская» и «Стрельна»). Центральный участок этой линии от «Казаковской» до «Обводного канала-2» обещают построить в 2016 - 2020 годах, остальные чуть позже.
По-прежнему есть в схеме и кольцевая линия, которую так давно ждут горожане. Правда, если верить этому проекту, то быстро и без пересадок проехать от «Василеостровской» до «Петроградской» через «Спортивную» можно будет лишь после 2025 года. Дальше кольцевую потянут к станции «Выборгская», а оттуда – к «Ладожской».
Фрунзенский радиус метро, который активно строится сейчас, закончится станцией «Южная» и пройдет по всему Купчино. Согласно схеме, основной отрезок этого участка (станции «Бухарестская», «Дунайская», «Проспект Славы» и «Дунайский проспект») планируется ввести до 2015 года, «Южная» начнет работать в 2016 - 2020 годах.
Как говорит источник «Фонтанки», близкий к подготовке новой отраслевой схемы развития метрополитена, в принципе, этот проект похож на то, что обсуждалось на совещании в Смольном. Правда, в том варианте не было участка от «Площади Репина» до «Балтийской жемчужины», а также продолжения Кировско-Выборгской линии до Пулково. Однако источник «Фонтанки» не исключает, что проект продолжали править и после совещания, и эти станции появились там вновь.
Как говорят эксперты, эти проекты, конечно, впечатляют, однако вряд ли все, что указано в схеме, будет реализовано даже в ближайшие 20 лет. Строить метро в Петербурге очень дорого, особенно в центре города, а возможности бюджета ограничены: Смольный на финансирование строительства метрополитена в 2011 году выделил 8,6 млрд рублей, в 2012-м - только 5 млрд рублей. Для сравнения: в 2011 году на сооружение московского метрополитена будет выделено 56 млрд, в 2012-м – 80 - 90 млрд руб.
Кроме того, учитывая особенности грунта, строителям придется строить станции глубокого заложения, что, во-первых, гораздо затратней, а во-вторых, технологически сложнее.
Наконец, очевидно, что вместе с ростом количества станций увеличатся и эксплуатационные затраты метро, но при этом резкого роста количества пассажиров ждать не приходится, если только петербуржцы не начнут массово рожать детей или к нам не переселят целые города. А это значит, что метрополитену придется либо просить дополнительное финансирование в бюджете, либо повышать плату за проезд.
P.S. Схему, о которой идет речь, можно увидеть здесь.
Справка:
В настоящее время в петербургском метрополитене насчитывается 64 станции, и по этому показателю он далеко отстает от других стран. Так, в лондонском метро, которое является старейшим в мире, – 260 станций, в нью-йоркском – 468, парижском – 300, токийском – 290. В московском метро – 182 станции.
Андрей Захаров, "Фонтанка.ру"