История борьбы за печально известный дом Рогова в Щербаковом переулке, 17/3 длится с 2004 года. Противоположные выводы технических экспертов, признание здания аварийным и наоборот - требующим сохранения, яростные дебаты на Совете по сохранению культурного наследия, судебные разбирательства. В итоге объект культурного наследия изъяли у собственника и передали новому инвестору. О своих планах по преобразованию памятника рассказал «Фонтанке» его новый владелец Дмитрий Амунц.
Дмитрий Михайлович, достоверна ли информация, что на 30 июня назначено судебное заседание, на котором будет рассматриваться вопрос об утверждении мирового соглашения по дому Рогова, после чего здание переходит к Вам?
- Сомнений в возможности заключения мирового соглашения предыдущего собственника с КГИОПом просто не существует. Это - одно из условий моего участия в проекте. Считаю, что необходимо выполнять требования законодательства, и хочется это кому-нибудь или нет, но так должно быть.
В случае заключения соглашения останется ли необходимость Вашего взаимодействия с предыдущим собственником?
- Не исключаю такой возможности. Проект, учитывая наклонный вход в метро и концентрацию застройки существующего квартала, очень сложный. А предыдущий инвестор, ООО "Престиж", за несколько лет выполнил колоссальный объем проектных работ, который может нам пригодиться.
- Многочисленные проведенные ранее экспертизы противоречили друг другу, и многие эксперты ставили под сомнение возможность реставрации дома. Откуда у Вас уверенность, что результаты последнего обследования достоверны, и здание можно приспособить для современного использования, сохранив подлинные конструкции? Иными словами, не может ли получиться так, что после начала работ в соответствии с утвержденными проектом вдруг обнаружится, что здание невозможно сохранить и требуется разборка по неустранимой аварийности?
- Есть профессиональные технические специалисты, которые должны отвечать за свои исследования, прогнозы, технологии работ и их последствия. Мы проводим тщательный анализ всех предыдущих, как Вы справедливо заметили, многочисленных экспертиз с тем, чтобы найти грамотное решение для спасения объекта.
Могу сказать, что у меня есть уверенность в компетентности привлеченных экспертов. А уже моя обязанность как правообладателя (и естественная заинтересованность как бизнесмена) - контролировать процесс и добиваться нужного результата.
В мае этого года на встрече с группой градозащитной общественности, которая прошла в Смольном, мы пришли к решению, что работы проводить надо в любом случае.
Есть логичные опасения, что с каждым днем состояние здания, мягко говоря, не улучшается, особенно после попыток его разборки с применением тяжелой строительной техники в феврале прошлого года и отсутствия кровли в зимний период. Проводятся ли в настоящее время противоаварийные работы?
- Несомненно, если проводить аналогии, что если болезнь не лечить, мало шансов, что она «рассосётся» и пройдет сама по себе. Любое здание без ремонта и содержания приходит к аварийному состоянию, тем более — если его подвергали попытке сноса. Уже с марта в рамках принятого городским правительством решения о необходимости финансировать первоочередные работы за счет городского бюджета проведено обследование технического состояния объекта. В соответствии с заключенными договорами на основании выполненного обследования разрабатывается проект усиления несущих конструкций с рекомендациями по их дальнейшей эксплуатации. Параллельно ведется работа по проектированию временной кровли для защиты здания от атмосферных осадков. Закрыты оконные проемы 1-го этажа, разбираются и вывозятся завалы мусора, обеспечена физическая охрана. В стадии разработки находится и проект охранного обязательства с КГИОП, это - также одно из условий по мировому соглашению.
Каков порядок выплат в бюджет ранее затраченных средств на проведение первоочередных работ по сохранению объекта?
- То, что оформлено договорными отношениями с КГИОП, в настоящее время переводится в расход балансодержателя. Два договора, заключенных ранее КГИОП, будут расторгнуты, оплаченные средства будут возмещены в бюджет и при общем дефиците смогут быть отправлены на другой объект. Вопрос самой процедуры еще требует более тщательного изучения - но это уже вопрос техники.
Как Вы намерены использовать это здание?
- У меня есть идея провести открытый конкурс на его использование. Изначально предполагалось, что будет бизнес-центр, но не исключена возможность переформатирования в жильё, медицинское учреждение или что-то иное. Всё зависит от выводов экспертов - в каких объёмах будет разрешено приспособление, чтобы не было ущерба для подлинности здания и, конечно, от экономической целесообразности для инвестора. Новая функция будет увязана с проектом приспособления и реставрации, который - в соответствии с установленным законодательством порядком — должен быть согласован с уполномоченными органами и обязательно, подчеркну, вынесен на рассмотрение общественности.
Предполагает ли будущий проект изменение внешнего облика памятника? Будет ли увеличена площадь здания?
- Категорически нет. Внешний облик и объемно-планировочные решения будут сохранены. На уже упомянутой встрече с общественностью и руководством города в Смольном я подтвердил: внешний облик и объёмы дома Рогова останутся без изменений. Это не подлежит не только сомнению, но даже и обсуждению.
Конечно, в этом вопросе еще многое зависит от разработчика проекта приспособления и реставрации, мы уже задумались о его поиске. Это - действительно серьезный вопрос и требует доскональной проработки в выборе специалистов. Во первых, должно быть знание, даже не знание, а «чувство» исторической ткани Петербурга; во вторых – убедительный опыт и практика.
Последнее время много примеров в Петербурге, когда под давлением активных «градозащитных» организаций инвестор вынужден изменять проект. Учитывая давнее пристальное внимание бдительных представителей общественности к дому Рогова, рассматриваете ли Вы возможность переговоров с градозащитниками?
- Несомненно! Моё кредо – диалог: как с общественностью, так и с представителями власти. Я дал свой личный номер телефона градозащитникам, и своих сотрудников обязываю советоваться и вовлекать общественников в проработку проекта. Надо искать компромиссы, тем более в таком сложном вопросе, как сохранение наследия. Только не нужно забывать, что государственно-частное партнёрство – это встречное движение с обеих сторон.
А когда планируете завершить работы по реставрации и приспособлению дома Рогова?
- Пока могу сказать, что до зимы должна быть завершена консервация. Прогноз по завершению работ в целом делать рано. Возлагаю надежды на качественную экспертную оценку состояния несущих конструкций и применения адекватных соответствующих мер по их усилению.
А скажите, почему Вы выбрали столь проблемный, сложный объект?
- А есть не проблемные и не сложные проекты? Можете посоветовать? Я очень подробно не только в теории изучал вопросы сохранения культурного наследия на примере Германии, Франции, Испании, Италии, но и старался развить и внедрить механизмы государственного-частного партнёрства в этой области в Российской Федерации.
Санкт-Петербург – это город, который мне дорог, а его центральная часть - сосредоточие объектов наследия. Когда я впервые увидел эту «кровоточащую рану» - дом Рогова, мне стало больно, обидно. Подсчитали экономику, что для инвестора, согласитесь, является отправной точкой – выходило в плюс. Тогда и созрело решение провести переговоры с предыдущим собственником…
А какой основной профиль деятельности компании?
- Я представляю строительную инвестиционно-инжиниринговую группу компаний «АТЛАС». Нас интересует проектирование и строительство; осуществление функции технического заказчика и технадзора; распределённая энергетика; проекты, связанные с водой и твёрдыми бытовыми отходами; гостиничный бизнес в формате «мидл рэндж».
Для справки:
Д.М. Амунц в различные годы работал на руководящих должностях в "Менатеп-Роспром", Консорциум "Альфа Групп", "Аэрофлоте", в 2004-2008 гг. являлся заместителем министра культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, 2008-2010 гг. - Президент Объединённой Промышленной Корпорации, в 2009 году - основал ГК «АТЛАС».