Реклама

Сейчас

+2˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+2˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как -1

3 м/с, южн

748мм

90%

Подробнее

Пробки

3/10

Реклама

Морской салон несбывшихся надежд

2001
ПоделитьсяПоделиться

Международный военно-морской салон, завершившийся 3 июля в Петербурге, не оправдал надежд организаторов. Не оправдал настолько, что они даже не смогли назвать сумму заключенных контрактов. Такое молчание может говорить только о том, что новинки отечественного судпрома не впечатлили иностранного покупателя. Что не удивительно, учитывая, что новинок как таковых на МВМС представлено и не было.

Нам сверху видно все...

Единственная цифра, которую смогли озвучить в качестве итогов 5-го Международного военно-морского салона, это 82 миллиона рублей, которые были потрачены организаторами. Как сообщил генеральный директор ЗАО «Морской салон» Михаил Золотарев, 4,5 млн руб. было выделено из бюджета Петербурга, остальные деньги внесли участники мероприятия. Основные траты пошли на аренду павильонов Ленэкспо, где проходил салон, морских причалов, а также электроснабжение кораблей. А вот общую сумму заключенных контрактов организаторы так и не озвучили, сославшись на специфику судостроительной отрасли. И это несмотря на то, что в первые дни салона из уст министра промышленности Виктора Христенко звучали данные о том, что «по предварительным оценкам, объем контрактов перевалил далеко за 1 млрд долларов».

Основным итоговым событием было названо завершение технической части переговоров между Объединенной судостроительной корпорацией и Алжиром по строительству двух кораблей проекта 20382 «Тигр». Между тем президент ОСК Роман Троценко на открытии салона заявлял, что они готовятся уже подписать контракт. Среди итогов также обозначены соглашения, подписанные ОСК и компанией «Транзас» о создании совместного предприятия, которое будет производить оборудование для военных кораблей. Соглашение о создании консорциума между концернами «Гранит-Электрон», НПО «Аврора» и «Океанприбор» для разработки систем для нового поколения подводных лодок. И договор о намерениях между концерном ЦНИИ «Электроприбор» и французскими компаниями Sagem (поставка оборудования) и Tronics (совместная разработка и производство микромеханических гироскопов). К итогам салона отнесена также «заинтересованность» ряда стран Азии и Африки в элементах комплексной системы охраны и обороны побережья, разработанных ФНПЦ ОАО «НПО «Марс»» и концерном «Моринформсистема-Агат». «В настоящее время ведутся предконтрактные работы», - заявили представители ЗАО «Морской салон».

А изнутри виднее...
 
Такие скудные результаты 5-го МВМС были вполне ожидаемы и предсказуемы, по крайней мере, для самих участников. Пока во время официальных мероприятий ВИП-персоны произносили пафосные речи на тему того, как с каждым разом растет и развивается салон, сами судостроители и конструкторы скептически говорили о пользе сего мероприятия. «Не надо думать, что в запасниках нашей Родины есть какие-то суперсекретные разработки, - говорили они корреспонденту «Фонтанки». - Все, что здесь представлено — это все, что есть». Понимание того, что показать российской судопромышленности особо нечего, приходит, если внимательнее взглянуть на экспонаты.

Главная гордость России на 5-м МВМС — это корвет проекта 20380 «Сообразительный» (он же «Тигр»). Гендиректор ЗАО «Морской салон» Михаил Золотарев, говоря об экспонате, особенно подчеркнул, что это яркий пример того, что вооружение и оборудование постоянно модернизируются. “Возьмем в качестве примера корветы проекта 20380. "Стерегущий", который стоит на набережной Лейтенанта Шмидта, – это один корабль, а "Сообразительный", который стоит на морском причале Ленэкспо, точно такой же только внешне – начинка у него совершенно иная», – отметил он в разговоре с корреспондентом «Фонтанки». По словам специалистов, корабль действительно неплохой, самый большой из представленных, правда, задумывался еще в прошлом веке. А вот то, что головной корвет отличается от своего собрата — не более чем глупость несусветная.

«Такого не должно быть, - заявил «Фонтанке» один присутствующий на салоне контр-адмирал. - Должно быть как на кораблях НАТО — у них если гарпун, то на всех кораблях только гарпун, ничего другого не найдешь. Вся бригада должна быть однотипная, грубо говоря, для того чтобы, если вышел какой-то блок из строя, а нужно в море идти, пошел на соседний, взял и поставил, ему все равно в море не идти. Это как с Калашниковым — тысячу автоматов разбери и просто собери их в любой комбинации, все детали подойдут. Что такое разное оружие на одном и том же проекте корабля? Это говорит о том, что меня убили на этом корабле и все, с другого корабля уже не поставишь, потому что там  другое оружие,  похожее на мое, но  совсем другое, и я не могу стрелять из него».

Гораздо большим одобрением специалистов пользуется малый артиллерийский корабль типа «море-река» проекта 21630 «Буян» (экспортный вариант проект 21632 «Торнадо»). На салоне был представлен только один из «четырехкораблевой» серии, заложенной в 2004 году,  - «Волгодонск». «У него сильное вооружение, стоят системы залпового огня, средства ПВО, - рассказали корреспонденту «Фонтанки». - Этот корабль — единственный, пожалуй, который предназначался для Каспийского моря, для решения определенных задач — отстаивания своих рыбных ресурсов. Это один из немногих примеров соответствия тому, что нужно на сегодняшний день».

Из того, что еще может быть востребовано вооруженными силами, эксперты называют контейнерный ракетный комплекс «Клаб-К» - это экспортная модификация комплекса «Калибр». Впервые он был продемонстрирован миру год назад на военно-морской выставке «Евронаваль — 2010». Его можно развернуть за 30 секунд, установить на любое судно, прикрепить к фуре или даже погрузить на железнодорожную платформу. Здесь своя система питания, управления, пульт наблюдения. Этот комплекс не стоит на вооружении России, разработчики пытаются его продать за рубеж. Собеседники «Фонтанки» объясняют этот парадокс достаточно просто: «У нас очень много талантливых людей, которые способны многое сделать, но все, что будут делать, окажется бесполезным - если нет общей системы, во главе которой стоят цели и задачи. У каждой сложной системы техники есть такое понятие, как жизненный цикл, который включает в себя этапы: замысла, научно-исследовательской работы, опытно-конструкторской работы, создания опытного образца. Если его испытания показывают, что это настоящая техника, тогда идут государственные испытания, этот образец может быть принят в эксплуатацию,  заказывается серийное производство этого образца. Но изначально должны быть цели и задачи».

По словам экспертов, такая схема существовала в Советском Союзе, применяется сегодня во всем мире и полностью утрачена в современной России. «Если не поставлены цели, не сформулированы задачи, то это просто базар, это цыганщина, - говорят они. - Отсюда траты большие. Мы еще головную лодку «Санкт-Петербург» не приняли на вооружение, а уже какие-то серии делаем, которые отличаются друг от друга. На сегодняшний день никто точно народу не сказал, для каких целей покупается четыре  «Мистраля». Это все пример неправильных поступков». Отказ от разумного алгоритма приводит к тому, что российские умельцы придумывают по-настоящему важные и серьезные вещи, которые затем в силу их ненужности можно использовать для забивания гвоздей или в качестве подставки для сковородки. Пример тому — предмет гордости салона, дизель-электрическая подводная лодка проекта 677 «Лада» (головная субмарина «Санкт-Петербург»). Ее строительство растянулось на 5 лет, к периоду сдачи выяснилось, что она морально устарела — ее подводная автономность и уровень подводной шумности не соответствуют современным требованиям.

Среди выставленных экспонатов можно еще назвать макеты, представленные на салоне ОСК. Это авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», построенный в 1987 году и сегодня перестраиваемый Севмашем для военно-морских сил Индии. Это авианосец водоизмещением около 80 тысяч тонн с ядерной энергетической установкой. Это новейший корабль океанской зоны класса «эсминец». Двух последних еще даже нет в проекте и, по утверждению скептиков, они не будут построены к обещанному 2023 году. Также ОСК был представлен  десантный корабль проекта 12322 «Зубр» на воздушной подушке, принятый на вооружение ВМФ СССР в 1988 году.

Разведка может спать спокойно

Ни для кого не секрет, что главными и самыми внимательными зрителями подобного типа салонов являются разведчики. По мнению собеседников «Фонтанки», по итогам 5-го МВМС они могли бы успокоить руководство своих стран относительно боевой мощи России. Однако этого, скорее всего, не произойдет, но совсем по другой причине: если разведка донесет, что войскам РФ нападать не с чем, то правительство страны может решить, что им незачем вкладывать большие средства в свою оборонку. Так что придется американской разведке в этот раз придумывать, что, по их достоверной информации, у России в ближайшее время может появиться что-то страшное.

Закрывая 5-й Международный военно-морской салон, официальные представители долго и торжественно говорили о том, что мероприятие с каждым годом набирает обороты, привлекает все больше участников, выходит на уровень ведущих мировых выставок. Однако если взглянуть на сухую статистику — это совсем не так. На МВМС-2011 значительного увеличения числа участников по сравнению с 2007 и 2009 годами не произошло. Интерес иностранных участников минимален. Из четырех сотен предприятий только 71  компания представлена иностранцами. Причину такого равнодушия объяснил Центральный военно-морской портал FLOT.com, который в преддверии МВМС-2011 опросил 636 компаний, участвовавших в предыдущих салонах. Среди опрошенных 40 % респондентов отнесли подобного рода мероприятия к группе рекламных либо спущенных сверху корпоративных обязательств.

Только 15 % назвали салон мероприятием, оправдывающим ожидания. Остальные же в разной степени остались неудовлетворенными. Это связано с формальностью участия в выставке (распорядились "сверху"); высокой, иногда откровенно запредельной платой за полноценное участие в работе выставки; неопределенностью или отсутствием видимых результатов; неудовлетворительной организацией мероприятия. Отношение к салону наглядно продемонстрировали и зарубежные «гвозди» — корабли НАТО, пришвартовавшиеся у Морского вокзала. Из всех троих только немцы привели в Петербург новенький (2004 года постройки) фрегат «Гамбург». Голландцы пришвартовали 20-летний фрегат УРО «Ван Амстел», типа «Карел Дорман»УРО. А американцы вообще свой фрегат УРО «Карр» 80-х годов прошлого века готовят к списанию.

Юлия Никитина,
«Фонтанка.ру»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close