Проекты, вошедшие в шорт-лист конкурса на лучшую идею по развитию территории острова Новая Голландия, выставлены в Крюковых казармах, в помещениях, в которых в ближайшее время должен заработать Центральный военно-морской музей. Вход на экспозицию открыт, и все петербуржцы могут познакомиться с замыслами архитекторов. С 16 июля откроется и вход на остров Новая Голландия — бывшая территория Минобороны превратится в пространство для отдыха.
На конкурс идей для острова Новая Голландия было подано восемь работ. Надо отдать должное организаторам: они действительно постарались привлечь лучшие архитектурные силы, состав участников мог бы оказать честь любому творческому состязанию. Непривычно профессиональным для петербургских архитектурных конкурсов оказался и состав жюри — в нем не было ни чиновников, ни представителей крупного бизнеса, а решающее слово при выборе победителей принадлежало тем же архитекторам. Вошел в состав жюри и представитель Всероссийского общества охраны памятников — причем отнюдь не с правом совещательного голоса.
«Если какой-то из этих проектов и в самом деле будет реализован именно так, как он разработан, а не превратится в процессе в высотную бизнес-застройку или элитное жилье, то мы сможем сказать, что хотя бы один инвестор позаботился о сохранении культурного наследия», - прокомментировал «Фонтанке» на условиях анонимности один из представителей градозащитного движения. Впрочем, своего скепсиса говорящий не скрывал. «Мне просто страшно в это поверить», - честно признался он.
В шорт-лист конкурса «Новые идеи для Новой Голландии» вошли четыре проекта — работа петербургской «Студии-44», голландского архитектурного бюро MVDRV, коллектива бюро WorkAC из Соединенных Штатов, а также архитектурного бюро Дэвида Чипперфильда (Великобритания). Все работы (кроме Чипперфильда) объединяло стремление свести к минимуму объемы нового строительства на территории исторического комплекса — застройке, по замыслам авторов, подлежит только участок на берегу канала Круштейна, опустевший после сноса здания двадцатого века (вместе с опытовым бассейном). Все же новые сооружения должны быть некапитальными, чтобы их легко можно было перемещать, трансформировать и убирать.
«В состав жюри входит Маргарита Сергеевна (Маргарита Штиглиц — член ВООПИиК, профессор, крупнейший специалист по истории промышленной архитектуры. — Прим. ред.), и, разумеется, она не пропустила работы, предполагающие масштабное новое строительство», - пояснил корреспонденту «Фонтанки» источник, близкий к организаторам конкурса. Исключение, как добавил собеседник, сделали только для Дэвида Чипперфильда, поскольку он пользуется в Британии огромным уважением, а и председатель жюри, и куратор выставки представляют именно эту страну.
Для того чтобы решить проблему восстановления распавшейся композиции, MVDRV предложило построить в месте разрыва здание, полностью совпадающее по габаритам с существующей застройкой. «Студия-44» предложила создать Корабельную рощу — вместо некогда задуманного корпуса для сушки корабельного леса. «Я считаю, что самая большая роскошь в центре города — это парк, - пояснил руководитель этой мастерской Никита Явейн. - Поэтому здесь можно создать ландшафтный сад, а к нему уже «привязывать» всякие дополнительные временные сооружения». Наиболее оригинально решили проблему заполнения пустого места американцы — они предложили насыпать холм, который будет соединять разорванные части комплекса.
Два авторских коллектива сочли, что существующих связей острова с «большой землей» недостаточно. Поэтому, по мнению Дэвида Чипперфильда, необходимо построить еще один мост с северной стороны острова. Никита Явейн решил проблему иначе — его мастерская предусмотрела создание третьего канала, рассекающего Корабельную рощу на две части.
Все проекты — и вошедшие в шорт-лист, и не вышедшие в финал, предполагают использование внутренней площади комплекса и существующего пруда. Все они организованы по принципу лего-трансформеров — здания можно быстро приспосабливать к различным нуждам, создавать в них по мере необходимости либо выставочные пространства, либо концертные площадки. Исключение составляет здание бывшей тюрьмы — его почти все авторы проектов считают оптимальным для реконструкции в гостиницу. Пруд можно использовать в зависимости от времени года - зимой на нем будут заливать каток, а летом — после того, как воду очистят и подогреют с помощью существующей системы шлюзов, — желающие смогут искупаться и позагорать на берегу.
Итоги конкурса должны быть подведены в начале августа, но предсказать, кто будет победителем, эксперты не берутся. Симпатии профессионального сообщества разделились между двумя работами - «Студии-44» и MVDRV. Поэтому, как полагают петербургские архитекторы, победа, скорее всего, достанется голландцам. «Но такому коллективу и проиграть не позорно», - оптимистично заявил Никита Явейн, ничуть не огорченный перспективой остаться без первого места.
Пока же жюри решает, кто будет разрабатывать концепцию развития острова, специалисты компании «Интарсия» разрабатывают проект консервации зданий, чудом уцелевших после всех испытаний. К осени разработки должны быть представлены в КГИОП. Как пояснили в компании, памятники постараются зафиксировать в том состоянии, в каком они дошли до сегодняшнего дня, — строить копии инвестор не станет.
Тем временем остров уже подготовлен к летнему сезону — на нем появились временные торговые павильоны и летние кафе, эстрада, создано футбольное поле. Участки возле пруда отданы под огороды — как уже писала «Фонтанка», желающие могут приобрести землю в аренду и вырастить для себя любимого какие-нибудь овощи или пряности. Как поясняют кураторы развития территории «Айрис Новая Голландия», до осени на бывшей закрытой территории будет проходить фестиваль «Лето в Новой Голландии»: здесь будут проходить концерты и выставки под открытым небом, а петербуржцам постараются предоставить возможности для активного отдыха. С осени же начнутся работы по консервации исторических зданий, а остров в очередной раз станет стройплощадкой.
Напомним, в ноябре 2010 года «Новая Голландия Девелопмент» (НГД, входит в группу компаний Millhouse Романа Абрамовича) выиграла конкурс на реализацию инвестиционного проекта с целью дальнейшего развития и сохранения памятников архитектуры на территории острова Новая Голландия в Санкт-Петербурге, сменив неудачливых предшественников и взяв на себя обязательства инвестировать не менее 12 миллиардов рублей за период строительства сроком 7 лет. Фонд Iris выступает в качестве креативного директора проекта от имени НГД. Для проведения международного конкурса фонд Iris привлекал фонд The Architecture Foundation.
Кира Обухова, "Фонтанка.ру"