Контракт жизненного цикла - заморская дорожная диковинка, давно применяемая на Западе для строительства магистралей, похоже, будет испытана в Петербурге при создании транспортной инфраструктуры микрорайонов «Новая Ижора» и «Славянка»: продолжения Софийской улицы и развязки на пересечении Колпинского и Московского шоссе. Если это произойдет, то деньги за возведение дороги подрядчик будет получать только после окончания работ и в зависимости от их качества.
Разговоры о необходимости использования контрактов жизненного цикла (КЖЦ; от английского life cycle contract), давно применяемых на Западе для строительства и реконструкции дорог, ведутся очень давно, причем как на федеральном, так и на региональном уровне. О том, что микрорайоны «Новая Ижора» и «Славянка» на юге Петербурга станут полигоном для испытания заморской диковинки, на круглом столе «Развитие территорий: южное направление» заявил начальник отдела по развитию инвестиционной привлекательности комитета по инвестициям и стратегическим проектам Игорь Девятко.
Напомним, что именно в этом комитете разработан проект закона о КЖЦ . Как рассказали в пресс-службе ведомства, в настоящее время он уже готов и проходит согласование в соответствующих органах исполнительной власти. Согласно ему, Смольный не будет выделять деньги подрядчику сразу после заключения контракта: для проектирования и строительства дорог компаниям придется либо привлекать собственные средства, либо заемные. При этом, помимо строительства, подрядчик должен будет еще и эксплуатировать дорогу в течение 7-10 лет, то есть отвечать за текущий и капитальный ремонт, а также за содержание дорожного полотна.
Город начнет выплачивать деньги после официальной сдачи дороги, однако поступать они будут не сразу, а равными долями в течение всего срока эксплуатации. При этом в контракте будут прописаны штрафные санкции для тех, кто, например, слишком часто ремонтирует недавно сданный объект. Иначе говоря, размер выплат напрямую зависит от того, как была построена дорога, что, по мнению разработчиков проекта, будет стимулировать подрядчиков работать качественно.
Правда, именоваться новый вид договора будет не «контракт жизненного цикла», а «долгосрочный контракт на выполнение работ с длительным производственным циклом в отношении автомобильных дорог». Кроме того, как говорят в комитете, решение о заключении такой формы соглашения будет в каждом случае регулироваться отдельным постановлением правительства Петербурга.
Микрорайоны «Новая Ижора» и «Славянка» в Пушкинском районе, где Смольный хочет «обкатать» КЖЦ, возводит компания «Балтрос» («Новая Ижора» находится рядом с Колпино, но юридически относится именно к Пушкинскому району). Впрочем, в комитете по инвестициям и стратегическим проектам пока не уточняют, какие именно дороги будут строиться с использованием заморской диковинки: известно только, что, как сказал Игорь Девятко, речь идет как о внутренних, так и о подъездных дорогах.
Если брать «Новую Ижору», то, как рассказали «Фонтанке» в компании «Балтрос», здесь все внутренние дороги уже построены – в коттеджном поселке площадью 285 га давно живут люди. При этом сейчас для поездки в Петербург они должны ехать через Колпино по Заводскому проспекту, а затем по Колпинскому шоссе выезжать либо на Софийскую улицу и далее на КАД, либо на Московское шоссе. Однако у города есть планы продолжить бесконечную Софийскую улицу до Заводского проспекта – для этого нужно построить отрезок длиной около 2,5 км, и, возможно, именно он и будет возводиться на основе КЖЦ. Отметим также, что в будущем Софийскую планируется тянуть дальше – она должна пересечь Оборонную улицу, речку Ижору, железнодорожную ветку на Москву и выйти к Лагерному шоссе: этот проект активно лоббирует ГУ ФСИН, чтобы иметь дополнительный подъезд к следственному изолятору «Кресты-2», который предполагается построить к 2014 году .
В «Славянке», возможно, КЖЦ будет использоваться для реализации еще более масштабных проектов. Напомним, что микрорайон расположен на участке в 220 га, ограниченном Промышленной улицей Пушкина, Колпинским и Московским шоссе; здесь будут построены 8 кварталов с малоэтажными домами общей жилой площадью 1,4 млн кв. м и смогут жить порядка 60 тысяч человек. Как объяснили в компании «Балтрос», в «Славянке» необходимо построить и благоустроить внутренние улицы – Галицкую, Полоцкую, Ростовскую и др. (Ростовская вообще должна стать одной из самых широких в Петербурге – ее ширина составляет 90 метров).
Кроме того, необходимо возвести и подъездные дороги. Сейчас, чтобы попасть отсюда в Петербург на автомобиле, нужно выехать на Колпинское шоссе, а оттуда – на Московское, что зачастую затруднительно из-за постоянных пробок на этом участке. Между тем, согласно графическому приложению к постановлению правительства Петербурга от 26 июля 2005 года об утверждении проекта планировки этой территории, в будущем выбраться на Московскую трассу можно будет не только по Колпинскому шоссе, но и по дороге, которую планируется построить на севере «Славянки».
Более того: в графическом приложении к постановлению указана и развязка на пересечении Колпинского и Московского шоссе, о необходимости строительства которой говорят очень давно и без которой выехать из «Славянки» после сдачи всех кварталов будет очень проблематично – уже при нынешнем потоке здесь приходится подолгу стоять в пробках. И, возможно, она также будет возводиться на основе КЖЦ.
Любопытно, что Смольный обкатывает новые схемы финансирования проектов именно на двух проектах «Балтроса» – «Новой Ижоры» и «Славянки». В мае город и компания подписали соглашение о том, что образовательные учреждения на территории этих районов будут строиться на основе государственно-частного партнерства: частная компания построит на собственные и привлеченные средства 2 школы и 3 детских сада, а затем город выкупит их с рассрочкой платежа в 10 лет. При этом правительство будет отвечать за обеспечение образовательного процесса, а управляющая компания «Перемена» (дочерняя структура «Балтроса») – отвечать за техническую эксплуатацию зданий. До этого социальные учреждения никогда не строились на основе ГЧП.
Андрей Захаров,
Фонтанка.ру